Александр Ракшин (№148 в списке Forbes) сумел за 20 лет превратить небольшой овощной магазин в розничную сеть из 570 супермаркетов. Как ему это удалось? Часть IV.
Финишная черта
За первые 17 лет работы «Мария-Ра» открыла около 200 магазинов, а за последние четыре года — почти 400. В 2015 году, по планам компании, розничная сеть увеличится до 800 супермаркетов, а годовая выручка — до 70 млрд рублей. Помешать дальнейшей экспансии «Марии-Ра» в Сибири может крупнейшая в России розничная есть «Магнит» Сергея Галицкого (выручка за 2012 год — 449 млрд рублей). По словам одного из поставщиков «Марии-Ра», компания несколько раз срывала сроки оплаты товаров, объясняя задержку подготовкой к продаже «Магниту». Ракшин возражает, что никаких переговоров о продаже «Марии-Ра» не вел и не ведет. Заместитель генерального директора «Магнита» Олег Гончаров подтвердил, что компания намерена открывать магазины в Сибири, но обсуждать подробности отказался.
Бурмистров из «INFOline-Аналитика» уверен, что «Магнит» готовится к завоеванию Сибири и вот-вот начнет его, но «Мария-Ра» встретит его во всеоружии. Сибирские поставщики зависят от компании, а быстро перестроиться сложно.
Сам Ракшин за свой бизнес спокоен. «В Барнаул уже пришли Metro и «Лента», придут «Ашан» и «Магнит». Все найдут место, — рассуждает предприниматель. — Говорить о том, что все занято и рынок насыщен, глупо и наивно. Кто-то все равно сделает разумнее и качественнее и продвинется». Кроме того, «Мария-Ра» планирует продвигаться в соседний Казахстан, но, возможно, это будет уже другая история.
В окружении Ракшина говорят о том, что развивать компанию ему стало уже не так интересно, как раньше. Как рассказывают его знакомые, Ракшин все больше отдаляется от оперативного управления компанией и все меньше вникает в детали. Он увлечен спортивными и благотворительными проектами, о которых может говорить часами. Эти проекты, кстати, отлично работают на имидж «Марии-Ра». «Мария-Ра» никогда не тратила больших средств на рекламу и маркетинг, изначально делая ставку на социальные массовые проекты вроде ежегодных голосований в каждом магазине за лучшего врача или учителя района, в котором расположен торговый объект.
«У меня хобби ходить по лесу летом и зимой, пешком и на лыжах в любую погоду, я от этого получаю радость и делаю все, чтобы ее получили другие, — говорит Ракшин. — Я любил и люблю приобщать к физкультуре и здоровому образу жизни детей». Предприниматель готов вернуться к школьникам.
Кто будет руководить бизнесом? «Дети сами разберутся. Евгений занимается стратегическими проектами, Алла — финансами, — отшучивается Ракшин. — А я постольку-поскольку — руководитель отдела развития». Ракшин-предприниматель, кажется, дошел до финиша.
Начало:
- История «Мария-Ра»: или как бывший учитель создал крупнейшую розничную сеть в Сибири. Часть 1
- История «Мария-Ра»: или как бывший учитель создал крупнейшую розничную сеть в Сибири. Часть 2
- История «Мария-Ра»: или как бывший учитель создал крупнейшую розничную сеть в Сибири. Часть 3
По материалам Forbes.ru:
Фото: Артем Голощапов для Forbes