В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона № 315-ФЗ саморегулируемыми признаются некоммерческие организации, созданные в соответствии с другими положениями Закона. Буквально в этом документе не указываются организационно-правовые формы, которые принимает СРО: теоретически в этом качестве могут рассматриваться все виды некоммерческих организаций. Для того чтобы выяснить, о каких именно видах идет речь, обратимся к Гражданскому кодексу РФ.
В этом списке представлены:
- потребительские кооперативы;
- общественные и религиозные организации;
- фонды;
- учреждения;
- объединения юр.лиц (ассоциации и союзы).
Сюда же можно относят разновидности, предусмотренные ФЗ "О некоммерческих организациях", а именно:
* государственные корпорации;
* некоммерческие партнерства;
* автономные некоммерческие организации.
Какие организационно-правовые формы может принимать СРО на практике?
Как нетрудно заметить, видов некоммерческих организаций достаточно много, но при этом в Государственном реестре саморегулируемых организаций безусловно доминирует аббревиатура НП СРО. С чем связана такая популярность этой формы в данной сфере, и почему именно ее выбирают при создании нового СРО?
Первое, что следует учитывать - это совместимость различных форм некоммерческих организаций с требованиями законодательства о саморегулировании.
После анализа всех требований к СРО выясняется, что с ними не вступают в противоречие только два типа организаций:
- ассоциация;
- некоммерческое партнерство.
Почему НП СРО является наиболее популярной организационно-правовой формой?
Как показывает практика, для создания саморегулируемых организаций действительно используется как ассоциация, так и некоммерческое партнерство, но НП СРО при этом оказывается значительно более распространенной. Так, из 511 объединений, действующих на 03.06.2015 года в строительстве, только 79 ассоциаций. Все остальные - это НП СРО.
Причины популярности некоммерческих партнерств стоит искать в недостатках ассоциаций. Так, например, по закону ассоциация (союз) - это объединение юридических лиц. Из этого следует, что в него не могут вступать граждане, а значит - и индивидуальные предприниматели. Учитывая то, что ИП являются важными участниками рынка строительных услуг, выбор в пользу ассоциации сильно ограничивает возможности участия в СРО малого и среднего бизнеса.
Этого ограничения полностью лишены НП СРО, ведь такая организация может объединять как граждан, так и юридических лиц, а выбор разрешенных видов деятельности некоммерческого партнерства достаточно широк.
Проблемы и перспективы
При всех преимуществах НП СРО юристы отмечают и некоторые противоречия, которые расходятся с базовыми принципами саморегулирования. Так, например, в соответствии с абзацем 5 п.3 ст.8 Федерального закона "О некоммерческих организациях" при выходе из НП участник имеет право на часть имущества, если иное не предусмотрено федеральными законами или учредительными документами партнерства. Как следствие, при создании НП СРО эти противоречия необходимо решать на уровне устава организации. В противном случае неизбежны экономические риски для объединения в целом.
В целом за годы существования саморегулирования давно назрела конкретизация правового статуса НП СРО и границ его ответственности. В перспективе это поможет усилить солидарную ответственность членов организации и упорядочить отношения СРО с ее участниками.