С самого рождения крохи мама и папа с особым трепетом ждут момента, когда ребенок произнесет свои первые слова.
Чтобы это произошло своевременно, родителям необходимо знать, когда начать заниматься с малышом, ведь формирование языковых навыков происходит задолго до того, как кроха заговорит.
Мария Евгеньевна Баулина, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии психолого-социального факультета Российского государственного медицинского университета, член экспертного совета JOHNSON’S® BABY: «В раннем возрасте ребенка многие мамы и папы думают, что о развитии речи пока говорить рано. Но формирование языковых навыков у малыша начинается с первых месяцев его жизни и имеет большое значение в становлении его личности. Поэтому родителям важно знать, как способствовать своевременному развитию речи у ребенка».
Общайтесь с крохой
Гуление и агуканье являются первыми признаками формирования языковых навыков у ребенка. Когда Вас нет рядом с малышом, он не столь активно издает звуки, а в Вашем присутствии заметно оживляется. Присмотревшись, Вы поймете, что кроха не просто гулит, а пытается что-то сказать и ждет ответа. Необходимо поддерживать диалог, ведь таким образом малыш учится координировать одновременно голос и взгляд. Поэтому старайтесь откликаться на любую активность крохи, разговаривайте с ним. Но говорить следует разборчиво, не торопясь, короткими предложениями, давая малышу возможность уловить звуки, интонацию и, может быть, Ваше настроение.
Называйте предметы
К году у крохи появляется указательный жест, и малыш начинает пальчиком показывать на предметы вокруг, привлекая внимание родителей. В это время маме и папе необходимо озвучивать названия этих вещей или действий: «это кроватка», «собачка побежала» и т.д. Вскоре в лексиконе ребенка появятся первые слова, состоящие либо из ударных слогов («ода» – «вода»), либо из начальных букв («ма» – «машина»). Нередко родители беспокоятся из-за отсутствия в речи малыша полных слов и полагают, что их кроха пока не начал говорить. Но переживать не стоит, ведь постепенно слоги дополняются звуками и становятся более понятными.
Читайте больше
К двум годам в речи крохи появляются простые словосочетания, и в этот момент необходимо уделять особое внимание книгам. Читая малышу сказки или рассказы, разглядывая яркие иллюстрации к ним, Вы расширяете словарный запас ребенка и помогаете усвоить целые предложения. Если кроха просит Вас читать одну и ту же книжку несколько раз, не отказывайте ему. Значит, малыш не полностью освоил содержание и ему необходимо больше времени, чтобы запомнить реплики персонажей или разобраться в сюжете истории. Вы также можете петь песенки, читать стихи, предлагая крохе заканчивать знакомые фразы. Например, Вы начинаете: «Петушок-петушок, золотой…», а ребенок продолжает – «…гребешок!»
Развивайте артикуляцию
В этом помогут упражнения для языка, ведь он должен быть хорошо разработан, чтобы кроха мог выговаривать слова внятно. Можно сначала попробовать самой озвучивать предметы, а затем объяснить малышу, как правильно проговаривать их названия. Например, слово «собака» произносится так: вытянуть рот трубочкой, опустить кончик языка к нижним зубам, затем сомкнуть и разомкнуть губы, коснуться языком неба. Лучше всего, чтобы кроха тренировался перед зеркалом. Это способствует быстрому запоминанию необходимых действий и, к тому же, делает упражнения занимательными, ведь забавно «строить рожицы» своему отражению. Развитие моторики рук также помогает совершенствованию речевых зон, связанных с артикуляцией. Поэтому делайте общение разнообразным, позволяйте малышу играть с мелкими предметами, перебирать крупу, лепить из пластилина или выкладывать узоры из мозаики.
Уделяйте больше внимания крохе, его воспитанию и занятиям с ним, ведь на Ваших глазах малыш учится высказывать свои мысли и общаться с окружающими.
mamam-papam.ru