Ген ожирения провоцирует выработку гормона голода

В 2007 году исследователи выяснили, что природа ожирения не так уж проста, а полные люди далеко не всегда виноваты в своей беде. Заесть один бутерброд ещё двумя их заставляет ген FTO — участок ДНК, получивший неофициальное название "ген ожирения". Он есть у каждого шестого жителя нашей планеты. При этом он не так просто устроен.

Эндрю Гаттерслей (Andrew Hattersley) из Медицинской школы университета Плимута в том же году обнаружил, что у гена FTO есть наиболее опасная вариация, которая носит кодовое название АА. Носители этой вариации гена ожирения в среднем весят на три килограмма больше, чем носители другой вариации того же гена — ТТ. Эксперименты на лабораторных мышах показали, что те грызуны, у которых была вариация АА, не просто ели больше, но и предпочитали более жирную и калорийную пищу. Однако как именно работает FTO и его вариации, никто не понимал.

Ранее в 2013 году другая группа учёных из Великобритании занималась генетическими факторами детского ожирения. Они выяснили, что FTO и ещё два гена (их названия PRKCH и RMST) уничтожают участки ДНК, которые отвечают за работу белковых рецепторов, напрямую влияющих на массу тела.

Новейшее исследование в этой области провела команда учёных из Университетского колледжа Лондона во главе с эндокринологом Рейчел Бэттерхэм (Rachel Batterham). Медики решили, что гормоны, производимые кишечником, могут быть недостающим звеном в цепочке взаимосвязи гена FTO и чрезмерным употреблением пищи. В кишечнике вырабатывается грелин — пептидный гормон, уровень которого повышается перед приёмом пищи, возбуждая аппетит. В норме уровень грелина должен падать после того, как человек поест, но это происходит не всегда.

Бэттерхэм и её коллеги измерили уровень этого гормона у взрослых мужчин-носителей вариантов АА и ТТ, не страдающих ожирением. У носителей ТТ-варианта уровень грелина повышался перед едой и падал после, как и должно быть. Но у носителей АА-варианта гена FTO уровень грелина по-прежнему оставался довольно высоким даже после приёма пищи. Более того, сами добровольцы заявляли, что чувствовали голод после тестового обеда.

Вторым этапом эксперимента было проведение магнитно-резонансной томографии. Испытуемым показывали фотографии еды до и после обеда и параллельно исследовали активность отделов мозга. У представителей второй группы (носители "вредного" АА-варианта) зона головного мозга, отвечающая за мотивацию, оставалась практически одинаково активной и до, и после еды, тогда как у представителей первой группы, разница в активности этого отдела мозга была заметна. Это значит, что грелин влияет на реакцию мозга на еду, что вполне вписывается в уже имеющиеся представления учёных об этом гормоне.

Более того, Бэттерхэм и её команда выяснили, что взаимосвязь гена FTO и гормона грелина очень прочна. После анализа отдельно взятой человеческой клетки они заметили, что повышенный уровень белка FTO незамедлительно вёл к активному производству грелина. Скорее всего, причина в том, что FTO изменяет работу гена, ответственного за выработку грелина, путём удаления метильных радикалов. Эта эпигенетическая модификация влияет на количество белков, вырабатываемых в ходе работы гена грелина. Гормона много, и человек чувствует голод.

Оказалось, что вариант АА удаляет больше метильных радикалов из гена, что приводит к усиленному производству гормона голода.

"Мы до сих пор не можем понять, являются ли ген FTO с его вариациями и уровень грелина единственными причинами ожирения. Я полагаю, что это заболевание имеет намного более сложную природу, в которой нам ещё предстоит разобраться", — прокомментировал Гаттерслей, который не принимал участия в последнем исследовании.

В издании The Journal of Clinical Investigation недавно вышла статья Бэттерхэм и её коллег, подробно описывающая результаты работы учёных.