Исследователи из университета Манчестера во главе с профессором Кейт Купер (Kate Cooper) считают, что современная традиция христианства пренебрегает вкладом женщин в историю этого направления религии.
В исследовании выявляются десятки забытых женщин христианства, которые были влиятельными деятелями в первом и втором веках — в те времена, когда христианство было в некотором смысле более прогрессивно в отношении гендерного вопроса, чем сегодня.
По словам профессора Купер, женщины того времени играли центральную роль в распространении христианской веры через семейные связи и неформальное общение. Свои полномочия в христианских общинах они приобретали как общественные организаторы, матери и владелицы малого бизнеса.
Одна из них, торговавшая багряницей Лидия из Филиппи упомянута в Библейской Книге Деяний. Она была первым человеком, поддержавшей финансами апостола Петра, и первой христианкой среди европейцев.
Другая женщина, Перпетуя, жившая в Карфагене в конце II века, известна тем, что отказалась отречься от своей веры по настоянию отца и выбрала мученическую смерть. Она была обезглавлена после истязания дикой коровой. Профессор Купер считает, что её дневник, написанный во время ожидания казни в заточении, — важный документ, изучение которого способно изменить привычный современным христианам взгляд на роль женщины в мире.
Одной из самых важных личностей, по мнению учёных, является Фёкла Иконийская — святая, жившая на рубеже I и II веков, ученица святого Павла. Ссылаясь на анонимный апокрифический текст "Деяния Павла и Фёклы", написанный во II веке, Купер говорит, что святая совершила немыслимый для своего времени акт – отказалась от брака, восстав против семьи.
"Несмотря на то, что нет никаких доказательств существования реальной Фёклы, её история была очень влиятельной в первые столетия раннего христианства, – считает профессор Купер. – Эта история имела значимые последствия, она стала корнем католической теологии целомудрия и девственности. Вместо того чтобы критиковать Фёклу за неподчинение матери, ранняя церковь чествовала её мужество".По словам Купер, в первые два века христианства женщины активно проповедовали Евангелие, а в некоторых общинах даже проводили крещение. Сегодня такие примеры могли бы стать источником вдохновения для тех, кто ратует за возможность женщин быть священниками и епископами.
После того, как при императоре Константине христианство было возведено в статус государственной религии (примерно в 313 году нашей эры), мужчины-епископы вступили в разряд правительственных чиновников, в то время как женщины отошли на второй план, оставив общественную деятельность. Женщины, чьё присутствие некогда мощно ощущалось в ранней церковной жизни, были фактически скрыты из виду.
"Много евангельских рассказов, например, история о Марии и Марфе в Евангелии от Луки, могут поведать нам о жизни женщины того времени, – говорит Купер. – Древние письменные источники упоминают о многих женщинах, но со временем им уделяется всё меньше и меньше внимания. Что довольно грустно, ведь в религии, которая началась с матери и её необычного ребёнка, сейчас совсем не почитается вклад женщин в историю".
vesti.ru