Рубцовский сайт
Юрист
Vika
Ирис
Menu
RSS

Сказки венксого рейхстага

Сказки венксого рейхстага
Into the city - так называется специальная программа "Винерфествохен", призванная превратить этот во многом элитарный фестиваль в событие для всего города. Спектакль Кристофа Марталера в эту программу, понятно, не входит - на него продавались (точнее - мгновенно были распроданы) билеты, и, к сожалению, приходится предположить, что в общей сложности, несмотря даже на добавленные в связи с высоким спросом дополнительные даты, его мало кто увидел.

Спектакль, однако, вонзается в самые потаенные, самые сокровенные места этого самого city - "Последние дни" разыгрываются в исторических интерьерах зала заседаний венского парламента. Того места, где заседали - что там отцы города! - отцы империи.

Спектакль начинается с того, что какой-то важный господин приводит сюда стайку уборщиц в салатовых халатах и прежде чем дать им заняться своим делом, объясняет историческую ценность этого места. Когда он уходит, те на всевозможных наречиях бывшей Австро-Венгерской империи сообщают друг другу, что ничего не поняли, после чего их конфиденциальный разговор, видимо, быстро переходит на целлюлит и вообще на состояние ног, потому что эти ноги задираются для осмотра на исторические парламентские скамьи... 

Важный господин затем приведет сюда еще туристов-японцев, однако спектакль - вовсе не о деградации "храма демократии" в куриозальный объект для взгляда извне. Главная тема спектакля заявлена совершенно ясно: это судьба евреев, из этого "храма" заранее исключенных. В спектакле звучат документально зафиксированные парламентские речи на эту тему - произнесенные здесь еще под конец XIX - в начале ХХ века. Например, почти дословно воспроизведенная речь Карла Люгера.

Над той ролью, которую сыграл легендарный бургомистр в оформлении антисемитского дискурса, венцы вынуждены были призадуматься по крайней мере с тех пор, как нобелевский лауреат Эрик Кандель посчитал невозможным называться австрийцем, пока один из бульваров знаменитого Ринга носит имя человека, вызвавшего восхищение самого Гитлера. В результате, после долгих дебатов, бульвар Карла Люгера был все-таки переименован - в Университетский.

Дело конечно, не в формальных переименованиях. Бульвар, в силу своей центральности в топографии Вены, был, конечно, лишь самым заметным не "ком-иль-фо". А что делать с памятниками, или с продолжающей носить то же имя площадью? Факт,что Люгер сыграл решающую роль именно в артикуляции антисемизма, как определенной прагматически-важной политической идеологии. Одновременно, однако, признается, что в "его времена" евреи практически еще не испытывали притесенений, немало евреев было и в ближайшем его окружении. Даже Стефан Цвейг вспоминал о его правлении как о "совершенно справедливом и типичном для демократии"... По всей вероятности, Люгер использовал антисемитскую риторику чисто популистски, для политических целей. Может ли это, однако, снять с него вину за то, что та же риторика стала орудием Холокоста?

"Обаятельность" - главное качество, которое запомнили люди и в "прекрасном Карле"

Пожалуй, приметой многих сегодняшних спектаклей, исследующих антисемитизм, стало обращение именно не к его самым оголтелым и априори заслуживающим осуждения формам, а к тому, что хотело бы выглядеть его "скромным обаянием". Так, недавно вышедший в Венгрии спектакль братьев Мохачи "Шериф гетто" начинается с анекдотов о евреях - так называемых "безобидных" анекдотов. Даже вполне можно себе представить, что их рассказывают - со столь известной самоиронией - сами евреи. Анекдоты повторяются до бесконечности, с еле заметными изменениями... Изменениями не в тексте - в интонациях. И, увы, нельзя не признать, что довольно быстро в них начинает слышаться ехидное злорадство.

"Обаятельность" - это, пожалуй, главное качество, которое запомнили люди и в "прекрасном Карле". Его речь в австрийском парламенте - как она предстает в спектакле Марталера - кажется полной противоположностью истерическим перформансам Гитлера. Тут мы видим суперспокойного, солидного уже самой массой своего тела человека, медленно и веско, как бы с ленью, как бы с брезгливостью (что ему приходится озвучивать столь очевидные вещи), роняющего свои слова: о том, что куда он ни пойдет, - в банк ли, в магазин ли, на концерт - везде полно евреев... Кажется, эти фантасмагорические толпы евреев заполнят сейчас пустеющие парламентские места.

Но речь одновременно идет о совершенно другом отсутствии, которое спектакль делает ощутимым: почти весь его музыкальный материал - где неожиданно преобладает инструментальная музыка - взят из произведений еврейских композиторов, практических забытых; во всяком случае отнюдь не так присутствующих в концертах, как это опасался Карл Люгер. Эта музыка - особенно болезненные, экспрессионистские надломы струнных квартетов Петера Хааса и Виктора Ульмана - становится выражением вынужденной, навязанной немоты. Главный музыкальный мотив "Последних дней" - записанный на листочке музыкальный фрагмент Виктор Ульмана - последнее, что, по всей видимости, он сочинил в Терезине, перед отправкой в Освенцим...

К концу спектакля музыка уже, казалось бы, полностью вытесняет слово. Странное, призрачное присутствие-отсутствие наполняет старый зал. Пока, наконец, вереница духов - недавних уборщиц и шутов, затем - депутатов и депутаток, теперь же одетых в серую и будничную одежды 1940-х, - удаляясь по галерее из зала, не споет смиренный хор из оратории Феликса Мендельсона "Илья": "Wer bis an das Ende beharrt, der wird selig". Кто продержится до конца, тот спасется.

rg.ru

 Оставить комментарий 

* Администрация сайта не несёт ответственности за содержание сообщений,
публикуемых в комментариях.

Внимание! Вы можете комментировать любой фрагмент текста прямо в статье! Просто выделите нужный фрагмент и оставьте комментарий!

Наверх

  1. Фото
  2. Видео
  3. Жизнь и стиль
  4. Здоровье
  5. Путешествия
Видео: гонки на проспекте в Рубцовске

Видео: гонки на прос…

Ночной Рубцовск - будьте осторожны!

ОНИ НЕ ДОЖИВУТ ДО СТАРОСТИ, если так пойдет дальше

ОНИ НЕ ДОЖИВУТ ДО СТ…

В этом выпуске мы вновь подобрали специально для В...

Преимущества и недостатки алюминиевых дверей

Преимущества и недос…

Одним из главных преимуществ дверей из качественно...

От разработки до монтажа. Готовые решения для видеоконтроля и охраны, от производителя

От разработки до мон…

Видеорегистраторы, а также видеосерверы фирмы «Тра...

АКСЕССУАРЫ ДЛЯ ВАННОЙ: ВСЕ, ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ ЗНАТЬ, НО БОЯЛИСЬ СПРОСИТЬ

АКСЕССУАРЫ ДЛЯ ВАННО…

Всевозможные аксессуары для ванной комнаты — это т...

Мультиварка VITEK VT-4202 W 150 инновационный путь к новому качеству приготовления продуктов

Мультиварка VITEK VT…

Выпуском надежной техники для домашнего приготовле...

Диета на овощах

Диета на овощах

Особенности овощной диеты Сидя на такой диете, не...

Чем полезен велотренажер?

Чем полезен велотрен…

Хочешь заниматься дома? Тогда это статья для тебя!...

Заболевания суставов: гомеопатия спешит на помощь

Заболевания суставов…

Заболевания суставов знакомы многим – распростране...

Чем отличается зубной врач от стоматолога?

Чем отличается зубно…

Времена уже давно изменились, и если некоторое вре...

Отпуск: активный vs пассивный отдых

Отпуск: активный vs …

Многие уже в данный момент приступают к составлени...

Спрос на отели в Турции падает из-за беспорядков на улицах Стамбула

Спрос на отели в Тур…

Беспорядки на улицах Стамбула и Анкары все же нега...

В чем прелесть отдыха на Мальдивах?

В чем прелесть отдых…

Отдых на Мальдивах всегда относился к изысканным и...

Побывайте хоть раз в горах!

Побывайте хоть раз в…

Величие и удивительная красота, истинное благородс...

поиск

Поиск по сайту

и в Интернете