Иконопись, особый вид искусства требующий кропотливого, длительного труда несколькими этапами. Только совокупность веры, таланта, умения и использование высококачественных материалов, дают возможность получать шедевры.
Иконописцы мастерской «Лик», придерживаются православных традиций, добавляя образы современного ви́дения.
Важные этапы
Каждая работа начинается с молитвы-благословения на создание иконы. После этого нужно разработать эскиз будущего полотна. Своеобразный план выполняется строго в соответствии с определёнными размерами. Художник делает набросок, прорисовывая образы, располагая объекты, собирая общую картину.
Подготовка основы
Теперь требуется подготовить иконную доску. Это дело специалистов столярной мастерской. Используют подготовленную древесину определённых сортов:
- кипарисовую;
- липовую;
- лиственницу;
- ольху.
Древесину готовят заранее, вырезая сердцевину, убирая трещины, сучки́ и просушивая в течение нескольких лет. С помощью костного клея доски склеивают, подвергают столярной обработке, выдерживая задуманные размеры. Такой сложный подход важен для исключения нежелательных изменений материала в будущем. Готовую икону не будет коробить. Качество — гарантия долговечности!
Грунтовка и золочение
Готовую основу покрывают левкоем (грунтовкой), состоящей из клея и мела. Необходимо 10–15 слоёв. Обработка позволяет правильно и надёжно ложиться краскам. По левкашенной доске работает иконописец, набрасывая рисунок. Теперь дело передаётся позолотчику. Золочение сусальным золотом требует умения и опыта от мастера.
Работа художника иконописца
Когда позолота нанесена на задуманные участки: поля изделия, нимбы, фон, наступает время работать с красками. Написание иконы происходит в соответствии с традициями, где используют только натуральные пигменты. Они соединяются с яичным желтком и после высыхания отличаются прочностью. Техника разработана в 14-16 веках и полностью себя оправдывает. Со временем такие краски не выгорают, не лущатся. Готовый образ сохраняется сотнями лет.
Поначалу иконописец покрывает цветом различные элементы: лик, пейзаж, одежду, архитектуру. Это называется розкрышь, являющаяся планом для дальнейшего моделирования всей формы. Далее наносятся контуры, прорисовываются мелкие детали. Талантливые художники, работающие в мастерской, с помощью пигментов создают эффект свечения на иконе.
Даже законченное изделие не отправляется сразу заказчику. Сначала проводится церковный обряд освящения. В храме священнослужитель читает специальные молитвы, освещает святой водой готовое изделие. Освящённые иконы обладают высшей силой, превращаясь в святыню!