Долги по выплате зарплаты - бич нашего кризисного времени. Но выбивая их из работодателей,правоохранительные органы подчас перегибают палку, нанося своими действиями непоправимый урон предприятиям.
Как сделать так, чтобы и "волки были сыты, и овцы целы"
Тонкая грань
Чтобы избавиться от такой проблемы, как долги по зарплате на предприятиях страны, законодательная и исполнительная власти больше предпочитают карательные методы. Ответственность за данную провинность ужесточают все больше. К решению проблемы подключены практически все правоохранительные и судебные структуры. Каковы же результаты этих усилий?
Плюсы, конечно, есть. Например, в конце нынешнего лета заместитель председателя Правительства РФ Александр Жуков заявил, что «просроченная задолженность по зарплате в Российской Федерации снизилась на 10 процентов и составила около 6,5 миллиарда рублей».
В поте лица трудятся и судебные приставы. По данным Федеральной службы судебных приставов (ФССП) за первое полугодие текущего года они взыскали 4,4 миллиарда рублей зарплатных долгов, арестовали 3339 единиц имущества организаций-должников.
Не отстает и прокуратура. Борьба с долгами по зарплате – тоже ее непосредственная «епархия», поскольку в Уголовном кодексе РФ содержится статья 145.1 об ответственности за несвоевременную выплату зарплаты свыше двух месяцев, соблюдение норм которой она обязана блюсти. За первый квартал 2009 года органы прокуратуры выявили более 270 тысяч нарушений закона в сфере оплаты труда, привлекли к дисциплинарной ответственности 6 509 человек.
Более того, проявив недюжинное рвение, Следственный комитет при прокуратуре РФ предложил еще сильнее ужесточить эту ответственность. В упомянутой статье 145.1 УК есть норма о наказании работодателя, вовремя не выплачивающего жалованье в угоду личной заинтересованности. Например, он может запустить руку в фонд заработной платы ради понравившейся ему марки автомобиля, выплату работникам законного жалованья придержать. Однако доказать факт личной заинтересованности очень сложно.
Так вот, прокуратура считает, что наказывать работодателей-неплательщиков надо в любом случае, вне зависимости от мотивов его поступка. Для этого, по мнению прокурорских работников, статью 145.1 УК надо соответствующим образом изменить.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что работники, имея столь внушительную защиту, могут не беспокоиться о том, что начальство перестанет ежемесячно оплачивать их труд.
И все же бросается в глаза некоторая однобокость действий властных структур. Они заботятся о работниках и, в то же время, словно забывают о нуждах и проблемах работодателей. А время сейчас непростое. Иные предприятия с трудом находят средства для выплаты зарплаты. А некоторые, из опасения попасть под карающую норму закона, делают это в ущерб бизнесу и производству. В результате предприятия просто гибнут.
В частности, сельхозпредприятие "Верхне-Обское" Смоленского района Алтайского края, специализирующееся на выращивании крупного рогатого скота и производстве молочных продуктов, оказалось на грани закрытия как раз после массированной «атаки» со стороны правоохранительных органов, ратующих на погашение долгов по зарплате.
Но самое главное, что сами работники, очевидно, тоже не понимали, что рубят сук, на котором сидят. Чтобы получить задержанное на три месяца жалованье на общую сумму 547 тысяч рублей доярки грозились перекрыть федеральную трассу. А до этого они стучались в самые разные инстанции, которые охотно помогали им «выбивать» долги.
На предприятие нагрянула с проверкой прокуратура Смоленского района, нашла более ста нарушений трудовых прав. Нижестоящих коллег поддержала прокуратура Алтайского края. К «прессингу» подключилось Главное управление сельского хозяйства Алтайского края.
«Живых» денег учредители ООО "Верхне-Обское" не имели. Чтобы расплатиться с работниками, им пришлось пустить под нож десятую часть скота. А поскольку на носу очередные выплаты жалованья, по всей видимости, хозяйству придется пожертвовать и другими буренками. Работники, конечно, получили положенное по закону жалованье. Но если взглянуть на ситуацию с государственных позиций, станет ясно, что наша страна не только ничего не получила от таких действий, а, напротив, потеряла. Убитых коров не вернешь, а ведь они могли бы напоить молоком очень многих.
Примечательно, что властные структуры смотрели на происходящее совершенно спокойно, не предпринимая никаких попыток помочь хозяйству, защитить его. Например, руководство региона могло бы дотировать предприятие, чтобы оно могло окрепнуть, поправить свои дела. Ведь при закупочной цене молока в 4-8 рублей за литр можно только прозябать.
А те же доярки вместо того, чтобы наседать на работодателя, могли бы, в частности, сделать попытку договориться с местным и властями на предмет помощи родному предприятию. Если так пойдет и дальше, то скоро от российского села, и без того дышащего на ладан, останутся только рожки да ножки.
Способны превратиться в пыль и предприятия других отраслей. Потому что и там разворачиваются аналогичные сценарии.
Например, с целью погашения, в том числе, и долгов по зарплате персоналу, собираются распродавать имущество ОАО «КрасЭйр». Пошли с молотка основные фонды ряда предприятий Свердловской области – завода «Турбинки», Ивдельского гидролизного завода…
А ведь все их можно было сохранить. Но поскольку никаких мер на этот счет не предпринимается, в голову назойливо лезут мысль: а нет ли в этих банкротствах специального умысла? Сейчас кризис, конкуренты ищут место под солнцем. Они готовы проглотить друг друга…или за определенную мзду «заказать» мешающее им предприятие. Вот и отрабатывают те, кто у кого в руках власть и закон, эти немаленькие деньги. Отрабатывают хитро – чужими руками: работники предприятий, сами не понимая, что они делают, с удовольствием им помогают.
Это – всего лишь версия. Но…почему бы ей не оказаться правдой?
Как российским предприятиям уберечься от вероятности быть уничтоженным своими же работниками? Думается, на сегодняшний день способ только один: застраховать свой бизнес, чтобы за его риски отвечал кто-то другой.
В развитых странах страхование бизнеса в порядке вещей. Тамошние предприниматели, едва получив от своего дела первую приличную прибыль, тут же тратят ее на приобретение страхового полиса. В нашей стране, к сожалению, страхование бизнеса не находится даже в зачаточном состоянии. Нет ни правовой базы, ни основ страхования данной категории. Разве что на различных конференциях и «круглых столах» услышишь, как единичные представители бизнес-сообщества говорят об этом. Но чиновники и депутаты разных уровней их словно не слышат. И ни одна из организаций, имеющих право законодательной инициативы, не выступила с предложением урегулировать правоотношения в данной сфере.
А предпринимателям, которые начинают слишком уж настаивать, говорят, что о страховании все подробно расписано в главе 48 Гражданского кодекса РФ. Действительно, здесь можно почерпнуть некоторую информацию. И даже наткнуться на коротенькую и совершенно невнятную статью 933 «Страхование предпринимательского риска». Однако о страховании, собственно, бизнеса здесь нет ни слова. Да и вообще, предпринимательский риск – это нечто совершенно иное.
К слову, российские страховые компании воспринимают понятие «страхование бизнеса», мягко говоря, примитивно. Предпринимателю, обратившемуся к ним с просьбой о страховании бизнеса, они предлагают множество различных позиций, а именно, страхование автотранспорта, оргтехники, здоровья персонала, зданий и так далее. Кстати, программ, страхующих предпринимателя от невыплаты зарплаты, не предлагает никто.
При подсчете суммы страховки набегает солидная сумма. Однако бизнес – это не просто здания, оборудование или люди, работающие на его благо. Это нечто совершенно иное. Поэтому такой полис не защитит предприятие ни от банкротства, ни от рейдерских «наездов», ни, наконец, от слишком рьяных проверяющих и наказывающих структур. Да и сами сотрудники компаний говорят, что перечисленные риски сегодня застраховать невозможно. Хотя бы потому, что для этого не разработаны критерии.
Здесь бы нашему государству и карты в руки. Если вышестоящие российские чиновники, как они неустанно повторяют, душой болеют за Россию, почему бы им не задаться целью создания таких критериев, а потом не ввести в обиход обязательное государственное страхование бизнеса, хотя бы временно? Именно оно смогло бы стать гарантией того, что предприятие однажды будет вынуждено отдать на выплату зарплаты последние копейки, а после этого тихо умереть.
Разработка основ страхования бизнеса – работа очень сложная. Это ясно даже дилетанту. Между этим видом страхования и превращением государства в «дойную корову» по отношению к предприятиям лежит очень тонкая грань. Проигнорировать которую невозможно.
< Предыдущая | Следующая > |
---|