Налоговое законодательство современной России имеет ряд особенностей, которые отличают его от налоговых законодательств развитых стран (с сожалением вынуждены констатировать, что очень невыгодно отличают).
В первую очередь следует отметить такой факт, как его постоянная изменчивость. Иногда даже хочется сравнить его с молодой кокеткой, которая постоянно меняет свой облик: сегодня она блондинка, через месяц — брюнетка, сегодня у нее такой наряд, а завтра — уже другой, вчера у не был такой макияж, а завтра — нечто совсем иное, и т.д.
Можно только посочувствовать отечественным налогоплательщикам (в первую очередь имеются в виду юридические лица), которые вынуждены постоянно реагировать на подобные ухищрения и изменения и ловить каждый чих этой «кокетки». И попробуй, не угоди ей! Ответственность за нарушение налогового законодательства достаточно суровая, а о карательных способностях российских фискальных органов уже давно слагают легенды.
О чем можно говорить, если в Налоговый кодекс РФ, являющийся основным документом налогового законодательства, с момента его принятия (первая часть Налогового кодекса была принята в 1998 году, а вторая — в 2000 году) уже было внесено несколько десятков изменений! Кстати, подавляющее большинство этих изменений относится к части второй Налогового кодекса, в которой определяется порядок уплаты налогов, указаны ставки налогов, а также содержится иная информация, которая используется налогоплательщиками для расчета и уплаты налогов.
Отметим, по подавляющему большинству изменений, вносимых в налоговое законодательство «оптом и в розницу», никто не заметил, чтобы от них была бы какая-то ощутимая польза. Значительную часть подобных изменений можно смело отнести к категории «имитация бурной деятельности со стороны отдельных государственных органов».
Следует также сказать о таком недостатке, как противоречивость некоторых нормативных актов, касающихся налогообложения. Это может быть обусловлено, например, тем, что при принятии какого-то нового документа (Федерального закона, и др.) законодатели забывают отменить прежний нормативный акт, которому противоречит вновь принятый документ. В результате возникает серьезное противоречие, жертвами которого нередко становятся ни в чем не повинные налогоплательщики.
Среди прочих недостатков российского налогового законодательства можно отметить неточность формулировок и определений, слишком сложные для восприятия некоторые формы налоговой отчетности, а также большое количество уплачиваемых налогов и сборов, что существенно усложняет налоговый учет.
Основным же преимуществом российского налогового законодательства, по мнению большинства специалистов, является то, что отчетность в налоговые органы сдается не ежемесячно, а ежеквартально. Также несомненно положительным моментом является то, что в России законодательно разрешено сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность в электронном виде через Интернет, что позволяет делать это прямо со своего рабочего места, буквально нажатием нескольких клавиш.
< Предыдущая | Следующая > |
---|