Thursday, Apr 25th

Последнее обновление12:11:17 PM GMT

Россия начнет торговать квотами на выброс углекислого газа

big_558305_kiotskiy_protokol_rossiya_ecology_business
Давно известно, что в России газ – «это наше все». Однако выясняется, что помимо голубого топлива, то есть природного газа, мы можем торговать еще и углекислым. Речь идет о схемах, предусмотренных Киотским протоколом. Он, напомним, направлен на сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу. Страны – члены Евросоюза обязаны к 2012 году снизить эти выбросы на 8% (относительно 1990 года), а Россия и Украина – всего лишь сохранить их на уровне 20-летней давности.

Поскольку промышленное производство в нашей стране за последние 20 лет так и не вернулось к прежним высотам, то и выполнять обязательства по Киотскому протоколу нам несложно. Более того, РФ сильно недотягивает до предельной планки. И за период с 2008-го до 2012 года может накопить невыбранных квот (измеряемых в так называемых углеродных единицах – УЕ) до 6 млрд тонн.

Впрочем, продать все «излишки» у нас не получится. Наша страна ратифицировала Киотский протокол лишь в 2004 году. Но даже после вступления в этот «международный клуб» РФ долго не начинала торговать квотами. Наверное, в ту пору хватало доходов от нефтегазовой отрасли.

Так или иначе, но теперь выйти на уже сформировавшийся глобальный рынок «углеродных единиц» будет непросто. Эксперты, кстати, оценивают его объем в 250 млрд долларов США. По разным оценкам, в ближайшие два года Россия сможет «урвать» от него не более 5 – 10%. Точнее никто не скажет: лидеры рынка – ЕС и Япония – будут не в восторге от появления нового конкурента. Однако успокаивает то, что спрос на квоты вполне стабилен.

Продавать эти самые УЕ можно параллельно по двум схемам. К примеру, государство может само продавать невыбранные квоты, забирая доход в бюджет. Впрочем, есть так называемые проекты совместного осуществления, в рамках которых предприятие, вложившееся в модернизацию своего производства и сократившее выбросы, может получить право продавать высвободившиеся в результате квоты самостоятельно. К примеру, на некоем заводе внедрена новая система теплоснабжения, и экспертная комиссия подсчитывает, сколько тонн двуокиси углерода вследствие этого будет «сэкономлено» ежегодно.

Казалось бы, в России поле для модернизации огромное. До сих пор тысячи котельных работают на угле и мазуте, совершенно не развита альтернативная энергетика... Как говорит глава Национального агентства экологических инвестиций Украины Сергей Орленко, на постсоветском пространстве себестоимость снижения выбросов на порядок меньше именно из-за отсталости технологий. (Украина озаботилась продажами квот раньше России и успела накопить в этом неплохой опыт.).

При этом, сегожня купить газовый котел абсолютно не проблема для потребителей,в том числе и в Украине http://arma-lux.com.ua/vse-kotly/kotly-gazovye

Как ни крути, но схема выходит довольно прибыльная, притом с оттенком социальной и экологической активности. Отечественный бизнес, надо сказать, еще с 2007 года начал подавать в Минэкономразвития заявки на «проекты совместного осуществления». Но рассматривать их федеральные чиновники начали только в 2010 году.

Право продавать квоты на внешнем рынке абы кому не раздают. То же Минэкономразвития разработало три критерия значимости «экопроектов»: климатическая эффективность, финансовая и корпоративная способность предприятия к внедрению, а также социально-экономическая эффективность. Именно таким образом «отделяли зерна от плевел» специалисты из Сбербанка, которого назначили оператором проекта (напомним, что нынешний глава Сбербанка РФ Герман Греф ранее как раз и возглавлял Минэкономразвития).

После классификации проект должен пройти экспертизу национальной комиссии, а затем получить признание на международном уровне. Первый конкурс среди предприятий провели в феврале-марте 2010 года. Всего в рамках заявок бизнесмены предлагали сократить выбросы на 77,5 млн тонн эквивалента двуокиси углерода – при суммарных инвестициях в 3,5 млрд евро. Тем не менее лимит «по первому отбору» составил только 30 млн тонн УЕ, и Минэкономразвития утвердило только полтора десятка проектов.

Как пояснил советник президента РФ по вопросам изменения климата Александр Бедрицкий, в основном отобранные проекты касаются модернизации ТЭЦ и других энергетических объектов. Впрочем, среди утвержденных инициатив есть и проекты по посадке лесов. Ведь только деревья моложе 60 лет способны поглощать углекислый газ.

Разрешения торговать квотами на настоящий момент не получило ни одно из российских предприятий. Только в конце августа международный Комитет по надзору за совместным осуществлением (JISC) начал рассматривать проект модернизации Шатурской ГРЭС. Собственник электростанции, ОАО «ОГК-4», строит парогазовый энергоблок, который позволит сократить ежегодные выбросы углекислого газа на 1 млн тонн. Руководство компании уже заверило, что вырученные от продажи квот средства оно потратит на новые проекты по повышению энергоэффективности. А судя по тому, что стоимость одной тонны УЕ составляет около 8 евро, то и выручка намечается немалая. Первые сделки купли-продажи эквивалента двуокиси углерода планируются уже в конце октября 2010 года.

Разумеется, в России есть множество бизнес-структур, желающих торговать квотами в рамках Киотского протокола. Поэтому Сбербанк и Минэкономразвития уже в сентябре-октябре планируют начать новый «конкурс талантов». Кстати, российское представительство Всемирного фонда дикой природы (WWF) недовольно тем, что приоритет при прошлом тендере был отдан нефтегазовым проектам, а возобновляемая энергетика отошла на второй план. Директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин в беседе с журналистами отметил: «Отсутствие интереса к проектам по энергоэффективности не очень понятно, учитывая цель правительства повысить ее на 40% к 2020 году и увеличить долю возобновляемых источников энергии до 4,5%».

Для сравнения: пока федеральное правительство «не дает ходу» проектам перевода двух котельных Архангельской области на биотопливо (сделанное из отходов лесной промышленности), Многосторонний фонд углеродных кредитов финансирует в рамках Киотского протокола строительство шести ветропарков в странах Балтии суммарной мощностью 80 мегаватт.

Кстати, другие наши соседи – украинцы – участвуют в международной программе не в пример активнее россиян. Так, в 2010 году они уже успели продать 47 млн тонн УЕ на государственном уровне и 14 млн тонн реализовал украинский бизнес по «проектам совместного осуществления». Всего до конца 2012 года Украина планирует продать квоты, эквивалентные 170 млн тонн двуокиси углерода.

Что ж, Россия поздно спохватилась: ведь действие Киотского протокола закончится уже через два года. Впрочем, Александр Бедрицкий надеется на то, что реализацию российских проектов по сокращению выбросов удастся продлить. Однако решение по этому вопросу может быть принято только на международном уровне.

Виджет е-Рубцовск.рф

Новости на е-Рубцовск.рф

Свежие новости города Рубцовска. Добавь виджет и будь всегда в курсе событий! Новости Рубцовска, e-rubtsovsk.ru

добавить на Яндекс
Виджет е-Рубцовск.рф

Объявления на е-Рубцовск.рф

Доска бесплатных частных объявлений Рубцовска и Рубцовского района.

добавить на Яндекс