Под так называемый «авторский» налог может попасть практически любая электроника — от DVD- проигрывателей и сотовых телефонов до компьютерных комплектующих, флеш-карт и «чистых» CD-дисков. Российский союз правообладателей предлагает взимать 3% стоимости чистых дисков и 1% — с компьютеров и мобильных телефонов. Ставки Российского общества по смежным правам — 5 и 3% соответственно. По мнению известного музыканта и продюсера, гендиректора компании Sintez records Александра Кутикова, эту норму надо было ввести уже давно.
«Многие виды бытовой аппаратуры могут быть причислены к множительной технике. А чистые виды носителей потенциально являются источником пиратства. И перезаписывание на этой аппаратуре и этих чистых носителях фонограммы, которые принадлежат производителям, авторам и исполнителям, не выплачивая за это никаких вознаграждений, на мой взгляд, является нарушением авторских прав или же нарушением прав на интеллектуальную собственность», — думает Кутиков.
Скачивать и записывать на носители фильмы и музыку для личного пользования не является преступлением. Однако за это все равно надо платить, считает вице-президент антипиратской ассоциации «Русский щит» Олег Яшин.
«Дело в том, что воспроизведение в личных целях, то есть дома, на личном компьютере, в рамках семьи, оно в большинстве стран мира ненаказуемо. То есть считается разрешенным. И чтобы как-то компенсировать убытки правообладателям, была придумана эта норма», — рассказывает Яшин.
Мнение Яшина разделяет и доцент кафедры гражданского права Московской государственной юридической академии Елена Моргунова.
«Когда в домашних условиях записывается музыка, фильмы, то количество покупателей уменьшается. А во многих случаях вознаграждение авторов зависит от того, сколько будет продано дисков с музыкальными произведениями и фильмами. Таким образом, авторы недополучают свое вознаграждение», — думает Моргунова.
А должны. Подобная практика существует во всех цивилизованных странах мира, говорит ректор Российского государственного института интеллектуальной собственности Иван Близнец.
«Такая практика сбора вознаграждения, ну, даже не столько вознаграждения, сколько в определенной степени компенсации авторам за потери, которые они несут от частного копирования, есть во всех странах мира. Например, японцы в год собирают примерно 2 миллиарда долларов за использование музыки в телефонах», — рассказывает Близнец.
Насколько подорожает техника — пока неизвестно. Ясно лишь то, что за пользование продукцией придется теперь платить.
< Предыдущая | Следующая > |
---|