Новые бизнес-процессы зачастую приводят к перераспределению влияния топ-менеджеров. Правда, в большинстве случаев это скрыто от посторонних глаз. Сбербанку это не удалось, и теперь его пример передела полномочий среди руководства перед грядущим размещением пакета акций, принадлежащих ЦБ, может стать классическим.
Предстоящая приватизация принадлежащего Банку России пакета в 7,58% акций Сбербанка неожиданно привела к перераспределению полномочий среди его топ-менеджеров. Изначально обсуждалось два варианта, как можно разместить пакет акций Сбербанка: первый — посредством проведения SPO, второй — посредством приватизации.
При первом варианте ЦБ продает акции Сбербанка от имени юрлица с особым правовым статусом, и тогда вся выручка от продажи попадает в Банк России. По итогам года ЦБ формирует прибыль и уже потом передает ее в федеральный бюджет, но не все 100%, а в соответствии с законодательством в размере 50 или 75% от прибыли. Размер прибыли, которую уплачивает ЦБ в бюджет, определяют ежегодно депутаты Госдумы. На этом варианте, как стало известно РБК daily, настаивает зампред правления Сбербанка Белла Златкис. В ее приемной порекомендовали за комментариями обратиться в пресс-службу, где на вопросы РБК daily отвечать не стали.
Второй вариант продажи пакета акций Сбербанка, принадлежащего ЦБ, предусматривает его передачу государству, то есть Росимуществу. И уже оно бы определяло условия продажи Сбербанка, действуя в соответствии с законом о приватизации федеральной собственности. В этом случае в соответствии с законом о приватизации вся выручка напрямую поступила бы в федеральный бюджет, минуя Банк России. За вариант с приватизацией через Росимущество ратовал начальник отдела Сбербанка по работе с инвесторами Дмитрий Жданович.
Судя по тому, что в начале июня Банк России сообщил о привлечении финансовых консультантов Credit Suisse, Goldman Sachs, Morgan Stanley, JP Morgan и «Тройки Диалог», продажа пакета акций Сбербанка будет проходить от лица главного акционера по первому варианту. То есть победила точка зрения Беллы Златкис, отстаивающей, как и положено топ-менеджеру, интересы своего главного акционера. Мнение же г-на Ждановича ближе к позиции Минфина, которому надо бороться с дефицитом бюджета. Учитывая, что в последнее время между Банком России и Минфином складываются непростые взаимоотношения (см. РБК daily от 10.06.2011), нет ничего удивительного в том, что Дмитрий Жданович уже больше не работает в Сбербанке. Сам Дмитрий Жданович заявил РБК daily: «Я закончил проект по подготовке программы депозитарных расписок и после этого решил покинуть банк». В пресс-службе Сбербанка РБК daily сообщили, что не комментируют причины ухода г-на Ждановича.
Но поскольку в подготовке пакета Сбербанка к размещению Белле Златкис требуется поддержка, то вместо Дмитрия Ждановича помощь ей будет оказывать зампред правления Сбербанка Антон Карамзин, а чтобы у него было больше времени на подготовку к размещению пакетов Сбербанка, из его подчинения решили вывести департаменты финансов и рисков, которые возглавляют Александр Морозов и Вадим Кулик.
Теперь эти департаменты курирует лично президент Сбербанка Герман Греф. Стоит отметить, что в классическом варианте управления банками за этими департаментами наблюдает первый зампред банка, а не непосредственно глава. Понятно, что г-н Греф не вечно будет заниматься рисками лично, а учитывая, что должность первого зампреда вакантна уже четыре года, в Сбербанке могут произойти новые крупные перестановки.
< Предыдущая | Следующая > |
---|