Tuesday, Sep 25th

Последнее обновление12:09:07 PM GMT

Нужно ли учить ребенка играть?

79

Долгое время считалось, что ребенок начинает играть сам по себе и вмешательство взрослых здесь не требуется. Оказалось,что этодалеко не так,– очень часто мы встречаем детей, не умеющих играть. Родители и воспитатели жалуются нато, что игрушки быстро надоедают малышам, они не знают, чем себя занять.

Психологические исследования показали, что игровая деятельность невозникает стихийно, а складывается под руководством взрослых, в совместной игре с ними. Так, ребенок учится замещать один предмет другимили обозначать его словом, называть себя именем какого-либо персонажа и изображать его только после показа взрослого.И первоначально мотивыигры зарождаются у малыша не сами по себе – их опять-таки предлагает взрослый, который создает и обстановку игры.

С чего нужно начинать учить ребенка играть? Прежде всего заинтересуйте малыша игрой. Разыграйте перед ним небольшое представление: кормление или купание куклы, прогулку с ней, катание ее на машине. Можно инсценировать любимый ребенком стишок или сказку. Ни в коем случае игра не должна превратиться в занятие. Недостаточно просто показать ребенку набор игровых действий и надеяться, что он сразу же сможет играть. Чтобы увлечь его, вы должны быть увлечены сами. Ведь малыш подражает не только действиям взрослого, но и заражается его эмоциональным состоянием, а игра – это прежде всегоудовольствие. Показывайте, что вам очень нравится играть. Лишь на первый взгляд кажется, что играть – просто. В игре необходимо творчество всех ее участников, в том числе и ваше.

Постарайтесьподключить ребенка к своей игре. Он не сразу сумеет играть самостоятельно. Как и во всяком новом деле, емутребуется соучастие взрослого, его поддержка и поощрение.

Иногда у малыша возникают проблемы. Например, ему бывает трудно взять ложкуили чашку и поднести их ко рту куклы. Помогите ему: мягко возьмите его руку в свою и выполните этодействие вместе. Как правило, достаточно бывает одного-двух показов, чтобы ребенок добился успеха.

Для первых игр нужно использовать игрушки,имеющие сходство с настоящими предметами. Не следует сразу же вводить сюжет с новой игрушкой. Маленькому прежде всего необходимоосвоить ее: повертеть, постучать ею, даже попробовать «на вкус». Такое изучение предмета – естественная потребность малыша. После того какего исследовательское любопытство будет удовлетворено, можно показать ребенку новый способ действия с предметом. Начинать игру лучше всего с любимойигрушкой малыша, с той, к которой у него возникло особое чувство. Кукле, собачке или лисичке можно дать имяи спросить ребенка, нравится ли оно ему. Игрушки, которые будут участвовать в представлении, должны иметь свою индивидуальность: они могутбыть веселыми, капризными, засонями…

Наблюдения показывают, что малыши, умеющие воспроизводить некоторые игровые действия, надолго «застревают» на них: десяткираз подряд однотипно кормят куклу или однообразно помешивают ложкой в кастрюльке. На раннем этапе игры это неизбежно: ребенокотрабатывает ее схемы, игра для него не только увлекательное занятие, но и труд. Бесконечное повторение одних и тех жедействий характерно для всего поведения ребенка раннего возраста. Однако, если ребенок без конца повторяется в течение нескольких недель, придитек нему на выручку. Спросите малыша, что ест его кукла, помогите найти ответ, предложите покормить чем-нибудь еще, поговоритес ней от лица ребенка, ответьте за нее.

Одна из причин, по которой ребенок задерживается на стадии манипуляцииигрушками, заключается в том, что игру нужно планировать, а он этого делать еще не умеет. Игровое действие, несмотря навнешнюю простоту, имеет свои сложности. В отличие от реального действия оно не регулируется результатом. Так, ребенок перестает есть, когдачувствует насыщение или когда на тарелке ничего не осталось. Игра же нацелена не на результат, а напроцесс.Определить же, когда нужно перейти к следующему игровому действию, ребенку 2–3 лет бывает трудно: ему ничто не сигнализируето том, что кормление куклы пора прекратить. Вот он и подносит без конца ложку к ее рту.

Для тогочтобы игра ребенка раннего возраста была полноценной, нужны не отдельные игровые действия, а их последовательность. С самого началазакладывайте в игру элементы планирования, схемы переходов от одного действия к другому. На первых этапах обучения игре такиесхемы могут быть двухчленными. Например, разыгрывая перед ребенком сценку кормления куклы, вы предварительно готовите для нее еду, азатем уже кормите ее, объясняя попутно смысл и последовательность своих действий. Вы говорите: «Машенька наша хочет есть. Давай мысначала сварим кашку, а потом ее покормим. Где у нас кастрюлька?» Взрослый с помощью ребенка варит кашку и сообщает:«Все, сварили кашку. Кушай, Машенька». Так на глазах у малыша в игре связываются два действия, одно из которых обслуживаетдругое.

Аналогично, вместо того чтобы малыш бесцельно складывал кубики, можно вместе с ним составить из них кроватку иположить в нее куклу спать или привезти в машине «кирпичи», построить дом и поселить в нем петушка. Вовремя таких совместных игр ребенок учится выполнять одно действие ради другого, удерживать в памяти цель игры. При этомобозначайте словами окончание одного действия и начало другого.

Скажем, так: «Мы с тобой уже одели куклу, а теперь пойдемс ней гулять». Или ненавязчиво поинтересуйтесь у малыша, что он сам хочет сделать дальше. Это поможет ему действовать болеецеленаправленно. В дальнейшем он сам будет обозначать цель и результат своего действия. Постепенно некоторые игровые действия могут сворачиватьсяи фиксироваться ребенком в форме таких, например, высказываний: «Уже поела», «Уже погуляла».

Мы говорили, что первое время лучше игратьс игрушками, которые имеют внешнее сходство с реальными вещами. Такая игра может продолжаться примерно до 1 года 7–8месяцев. В этот период у ребенка начинает постепенно складываться новая форма мышления – наглядно-образная, которая позволяет ему отвлекатьсяот наглядной ситуации и замещать отсутствующие предметы другими, не столь похожими на них. Однако и здесь ребенку необходима помощьвзрослого. Постепенно вводите в игру предметы-заместители. Например, сделайте вид, что вам понадобился какой-нибудь предмет, которого нет в данныймомент. Например, во время приготовления еды, а затем и кормления куклы вы говорите: «Ляля сказала, что она хочет печенья.Где же оно?» Вы озабоченно перебираете предметы, привлекая к поиску ребенка. Сначала он не поймет, в чем дело, нобудет внимательно следить за вашими действиями. Наконец, вы весело берете со стола плоскую деталь из конструктора и говорите:«Вот нашлось печенье, вкусное, сладкое. На, ляля, ешь печенье» – и кормите куклу. Как правило, дети удивляются и радуютсятакому открытию, сразу же пытаясь повторить ваше действие.

Поначалу такие замещения будут иметьхарактер подражаний: малыш будет прибегать толькок тем замещениям, которые использовали вы. В другой ситуации он не всегда сумеет найти подходящий предмет и понадобится,чтобы вы направили его поиски. Но понемножку инициатива будет переходить к самому ребенку, и на 3-м году жизнион сможет самостоятельно и творчески играть. Старайтесь стимулировать речь малыша, разговаривая с куклами и обращаясь к нему, радуйтесь вашимсовместным находкам. Ненавязывайте ребенку своих действий, не ругайте за непонятливость или неловкость. Если малыш не понимает смысла замещения,не настаивайте на нем. Переждите несколько дней и предложите игру снова. Ребенок должен внутренне созреть для этой сложной деятельности.

Постепенно вам нужно ограничивать свою активность, уступая ребенку первенство в игре. Спустя некоторое время он уже не будет нуждатьсяв вашем непременном участии. И все же присутствие взрослого, его внимание еще долго будут необходимы ребенку, потому чтоон не всегда сам может оценить достигнутое.

Открывая ребенку увлекательный мир игры и помня о том, что онадолжна доставлять малышу прежде всего удовольствие, родители могут вводить в нее элементы дидактики, позволяющие развивать детское мышление, восприятие ипамять. Особенно благотворны в этом отношении игры, в которых ребенок осваивает различные формы, размеры, цвета и соотношения предметов. Например,берут большую и маленькую куклы. Их кормят из посуды разных размеров, укладывают спать на большой и маленькой кроватках, обыгрываютзабавные ситуации, когда, скажем, шапочку маленькой куклы «по ошибке» надевают на голову большой. Постепенно малыш усвоит понятие «большой» и«маленький», научится сравнивать предметы по величине. Дома такая игра может разворачиваться на кухне, где мама готовит еду длясемьи, а малыш рядом с ней – для своих кукол и зверей. Игра в «большое» и «маленькое» нанекоторое время можетстать увлечением ребенка.

Точно так же дети осваивают и понятие цвета. В раннем возрасте они различаюткрасный, синий, желтый, зеленый, черный и белый цвета. Разложив на столе кукольную одежду разного цвета, скажите от лицакуклы, что она сегодня хочет надеть красное платьице и красные туфельки. Вместе с ребенком найдите эти предметы, наденьте ихна куклу, повторяя название цвета. Набор цветов постепенно расширяйте. Важно только не перегружать память малыша слишком большим объемом информациии не вводить одновременно несколько новых понятий. Если ребенок не сразу запоминает их, не нужно ругать его, заставлять приниматьправильноерешение. Каждыймалыш развивается своим индивидуальным путем и рано или поздно научится всему. А порицания или оскорбления могутнадолго отбить у него охоту играть. Если вы чувствуете, что ребенок еще не готов к усвоению нового, не огорчайтесь,не требуйте от него невозможного. Попробуйте поиграть в ту же игру через неделю, месяц, за это время малышможет «созреть» для нее и легко понять то, что вы упорно и безнадежно пытались в него вложить.

Иногда родителиогорчаются и сердятся из-за того, что дети неверно называют цвета. Не тревожьтесь и не сердитесь. В раннем возрасте существуетрасхождение между узнаванием цвета и названием его. Адекватное обозначение цвета словом возникает позднее. Поэтому исправляйте ошибку ребенка, ноне требуйте от него слишком многого.

Уже с 1 года в игру можно вводить элементы конструирования, развивающие наглядно-образноемышление, восприятие, умение соотносить формы предметов. Очень полезны в этом отношении наборы строительных материалов. После того как ребеноквдоволь наиграется с ними доступными для него способами, предложите ему построить домик из кубиков для собачки, машинку, стол,стулья для кукол и пригласить их в гости. Ваша фантазия подскажет вам разные сюжетные ходы в этом направлении. Неследует строить громоздкиесооружения, во время такого строительства ребенок может потерять цель игры или утомиться. Для начала можно использовать2–3 элемента конструктора, например кубик и параллелепипед, позднее добавить к ним призму. Естественно, ребенку не нужно знать научные названияэтих предметов. Пусть он называет их по аналогии с теми предметами, которые ему знакомы: кубик, кирпичик, крыша.

Кконцу раннего возраста в игру можно вводить элементы ролевого поведения. Это означает, что ребенок, выполняя те или иныедействия, воображает себя кем-то отличным от самого себя: мамой, папой, врачом и т.п. Расцвет ролевой игры приходится надошкольный возраст. Но уже на 3-м году жизни малыша можно постепенно подводить к осознанию некоторых ролевых позиций. Например, наблюдаяза игрой ребенка, вы можете сказать: «Машенька, ты, как мама, кормишь свою дочку». Эти простые слова помогут девочкепо-новому взглянуть на то, что она делает.

Виджет е-Рубцовск.рф

Новости на е-Рубцовск.рф

Свежие новости города Рубцовска. Добавь виджет и будь всегда в курсе событий! Новости Рубцовска, e-rubtsovsk.ru

добавить на Яндекс
Виджет е-Рубцовск.рф

Объявления на е-Рубцовск.рф

Доска бесплатных частных объявлений Рубцовска и Рубцовского района.

добавить на Яндекс