«После трех уже поздно» – это название известной книги Масару Ибука. Само название уже содержит смысл книги, но ее стоит прочитать хотя бы для того, чтобы глубже и детальнее понять эту идею, прочувствовать ее.
Я абсолютно согласна с М. Ибука, что все будущее ребенка закладывается не просто в детстве, а именно до трех лет. К сожалению, автор больше говорит о том, почему надо усиленно заниматься
Развитие речи
Если вы хотите, чтобы ваш малыш рано и хорошо научился говорить, то вам придется на некоторое время стать попугаем. Пока ребенок еще не говорит, не молчите! Преодолейте свою лень и описывайте все свои действия, описывайте все, что вы видите вокруг. Пример: «Сейчас я накрываю на стол. Видишь, какая у тебя красивая голубая
Не говорите с малышом на детском языке. Все эти «сюси-пуси» ему совершенно не нужны. Говорите на нормальном языке, которым вы обычно пользуетесь. Потом малышу будет сложно понять, почему «би-би» надо называть машинкой, и соответственно будет сложно переучиться.
Вы должны повторять не только слова, но и целые фразы, пока ваш ребенок их не запомнит и не начнет употреблять в речи. Когда ребенок уже более-менее говорит, он допускает ошибки типа «мой носки», «твоя круг» или «Дядя Толя сказала». Важно не повторять его ошибок вслух, а четко произнести правильный вариант «мои носки», «твои круг», «Дядя Толя сказал».
Опасности вокруг
Точно так же не молчите, если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился распознавать опасности и избегать их в раннем возрасте. Каждый раз, переходя дорогу, твердите: «Дорога – это опасно. Возьми маму за руку. Ты видишь – едет машина? Машина может задавить, и будет очень больно».
Да, вы рискуете показаться себе занудой, вам самой будет очень скучно, но вы научите своего ребенка на всю жизнь, как надо переходить дорогу. (Моя дочь в 2 года и 8 месяцев уже сейчас говорит мне каждый раз, когда мы переходим дорогу: «Мама, быстрее, прыгай на тротуар».)
Или, например, каждый раз, ставя кружку с горячим чаем на стол, говорите: «Ты видишь, идет пар, значит – горячо. Осторожно, это опасно».
Помощь в домашних делах
Опять же, если вы хотите, чтобы ребенок в будущем вам помогал, то надо начинать действовать в самом раннем возрасте. Бессмысленно оберегать маленьких принцев и принцесс от любой, даже самой несложной работы, а потом удивляться, что они в школьном возрасте не хотят помочь вам помыть посуду.
Как только ребенок начинает понимать простые фразы типа «принеси-подай», пора приучать его помогать вам. Можно начать с самого простого: например, попросить отнести какой-нибудь предмет на кухню и выбросить в мусорное ведро. Вот увидите, ребенок будет делать это с удовольствием, потому что для него это игра.
Также до трех лет его можно научить убирать свои
Когда вы приучите ребенка убирать свои игрушки, он часто будет делать это по своей инициативе. Возможно, сейчас вам проще и быстрее убрать игрушки самой, но в один прекрасный день вам захочется, чтобы ребенок это делал сам, а тогда добиться этого будет значительно труднее.
И, естественно, хвалите ребенка, не уставайте повторять: «Ты моя помощница/мой помощник!»
Общение с другими детьми
Учите ребенка, как вести себя с другими детьми. Например, в песочнице внушайте ему идею о том, что надо делиться, иначе с ним никто не будет играть. У всех детей бывает период, когда они не делятся игрушками, но тем не менее, если вы будете разговаривать с ним, объяснять ему, насколько лучше и выгоднее для него делиться, то этот период у него пройдет быстрее.
У вас – свои дела
Ребенок, когда немножко подрастет и будет в состоянии объяснить, чего он хочет, должен понять, что у вас могут быть другие дела, кроме него. Совершенно не обязательно нестись из кухни в комнату по первому зову ребенка (если он, конечно, не хочет есть, пить, спать или в туалет). Если, к примеру, он кричит вам, чтобы вы с ним порисовали, то вы должны твердо сказать: «Я сейчас занята, я приготовлю еду и приду».
Таким образом вы сбережете свои нервы и приучите ребенка к мысли о том, что он – совсем не центр вселенной (к сожалению, ему придется об этом узнать рано или поздно). К тому же ребенок должен уметь играть один и оставаться один, это важно для его умственного развития.
Заключение
Сейчас много говорят о раннем развитии. Мне кажется, важнее всего не то, как рано ребенок научится читать, писать, говорить на иностранных языках, и не то, сколько знаний в него успеют вбить до школы и в школе. Важнее всего – чтобы он рос счастливым и уравновешенным человеком с хорошим характером.
Тогда у него в жизни все сложится.
< Предыдущая | Следующая > |
---|