В «Послании Президента РФ...» особое внимание было уделено образованию, и это правильно, ведь от того, насколько качественным будет образование в стране, зависит ее будущее. Несомненно, что система образования, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая средне-специальными и высшими учебными заведениями, должна соответствовать современным требованиям.
Ребенку необходимы такие знания и навыки, которые помогли бы ему не просто ориентироваться в постоянно меняющемся мире, но и найти в нем свое место, двигаться вперед. Поэтому изменения в системе образования необходимы и неизбежны, это понимают все. Однако шаги, предпринимаемые в этом направлении, многих настораживают.
«Забота о будущих поколениях - это самые надёжные, умные и благородные инвестиции».
Из послания Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации
Реализация Федерального закона от 8 мая 2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который разработан в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 года "О бюджетной политике в 2010-2012 годах", вызывает много вопросов и опасений. Суть вносимых изменений сводится к переходу от сметного финансирования существующих бюджетных учреждений, не способствующего повышению качества и объема предоставляемых услуг, к финансированию установленного государственного (муниципального) задания посредством предоставления субсидий. На бумаге все замечательно, но при реализации закона в конкретных учреждениях уже сейчас возникают серьезные проблемы.
Например, после введения новой системы оплаты труда педагогов, когда за каждого ученика преподавателю полагается рубль девяносто копеек (в среднем), количество учащихся во многих классах увеличилось до 30 - 32. Это, во первых, противоречит санитарным нормам, по которым учебное учреждение платит штраф за переполненность (больше 25 учеников), во-вторых, страдает вариативность обучения: если раньше гимназии, лицеи могли предоставить учащимся одного класса возможность выбора предмета, например часть из них изучала углубленно право, а часть - экономику, то теперь такое разделение экономически невыгодно. А что делать, если школа малокомплектная, и в ней нет «нужного» количества учащихся?
Допустим, с введением новой системы оплаты труда школам была дана большая самостоятельность в распоряжении финансовыми средствами, предусмотренными на заработную плату работников. Но эта «самостоятельность» приводит к сокращению нужных для школы кадров. Система 30 на 70, когда большая часть средств идет на оплату труда педагогического состава, а меньшая на заработную плату учебно-вспомогательному персоналу, уже сейчас лишила многие школы возможности оплачивать штатную единицу психолога, логопеда, социального педагога. А найти лаборанта в компьютерные классы, не говоря уже о квалифицированном специалисте, за ту плату, которую может предложить школа, просто невозможно. Кроме этого, многих волнует статья закона о предоставлении школами платных услуг. Что войдет в государственный стандарт образования, а что окажется платным?
Если говорить о стандартах, то уже сейчас введение обязательного третьего часа физкультуры вызвало у школ большие трудности. В стандартном учебном заведении один спортзал. Занятия в нем и так шли без перерывов, а теперь нужно найти время, чтобы разместить там все классы еще на одно занятие. Это - невозможно, утверждают педагоги. А проводить урок на улице в большинстве регионов России не позволит погода. Как быть?
Не меньше проблем выявляют и в тех школах, где сейчас работают «пилотные» классы начальной школы по новым образовательным стандартам. Не хватает помещений, специальной мебели, нет возможности организовать питание малышей, которые проводят в школе по пять часов.
Это только малая часть вопросов, которая возникает в обществе в связи с введением нового закона. Он уже вступил в силу, но до июля 2012 года предусмотрен переходный период. Каким он будет - неизвестно. Непосредственные участники образовательного процесса, которые сейчас находятся «в подвешенном состоянии», тем не но менее, находят в себе силы продолжать осуществлять этот процесс на должном уровне. Но где будет этот самый «уровень» для российских детей, пока многим непонятно.
Законопроект «Об образовании» вызывает еще больше эмоций, его бурное обсуждение продолжается уже довольно долго. Мы коснулись только проблем школьного образования, но ведь изменения произойдут и на более высоких его ступенях. Хотелось бы, чтобы модернизация системы привела к ее улучшению, но пока видно, что не все продумано, многое требует корректировок и доработок.
Мы поинтересовались мнением непосредственных участников образовательного процесса.
Учитель первого «А» класса, пилотного по апробации ФГОС (федерального государственного стандарта) гимназии №8 Светлана Исаенко:
- Появление новых образовательных стандартов я приняла как следующий этап развития образования, который необходим, чтобы привести его в соответствие с изменениями, произошедшими в обществе, в детской среде, в научных и технических достижениях человечества за последние десятилетия. Мне понравилась идея оделять обучение комфортным, прежде всего для детей и учителей. Мне представлялось, что для этого нужно оборудовать кабинет современной мебелью, создать все условия для процесса образования. Но, ребенок, чтобы полноценно развиваться, должен чувствовать себя в классе комфортно, а это невозможно, когда в кабинете учатся одновременно 32 ученика. Да и само по себе нахождение в большом коллективе, ежедневно по четыре часа, действует на малыша утомительно. Поэтому после учебных занятий ребенку просто необходим отдых, полноценный обед, прогулка. Предполагалось, что для этого должна быть оборудована игровая комната без парт, а такой возможности в школе нет. Детям нравятся кружки, организованные в школе, они с удовольствием их посещают, но обязательная внеурочная деятельность начинается сразу после занятий, без перерыва. Утомленные учебой дети, по сути, отсиживают пятый час, а это является перегрузкой для малышей. Вдруг польза от таких занятий будет меньше, чем вред, нанесенный детскому здоровью. Нужно еще учесть, что часть детей не посещает столовую, а получает лишь буфетную продукцию.
Наверное, на сегодня наша школа готова работать по новым стандартам пока именно в таком виде, но если бы мой ребенок учился в этом классе, я отказалась бы от его внеурочной деятельности в таких условиях.
Президент общественной организации родительской общественности Алтайского края Николай Чер-кашин:
- Создается впечатление, что закон писался без учета особенностей учреждений образования разных регионов нашей страны. Ведь нельзя сравнивать учебные заведения больших городов и, например, сельские. Из документа не очень понятно, кто будет осуществлять контроль и в итоге отвечать за так называемый «стандарт» образования. Кроме того, закон уже вступил в силу, а многие его положения еще не проработаны. Сможет ли бюджет города Рубцовска обеспечить выполнение этих обязательных программ? Пока представляется, что проводимая сейчас модернизация школы и образования - шаг назад, а не вперед, слишком много в ней противоречий. Но, поживем - увидим.
Из письма ветеранов педагогического труда:
«Реформа образования - это серьезный и многолетний процесс, он безусловно необходим. Но проект, предлагаемый для внедрения, имеет явную слабость в отсутствии альтернативного варианта (возможно, двух, трех)...
В пояснительной записке ничего не сказано о потенциале педагогического корпуса России, на плечи которого этот проект возлагается. Кто учел массовое старение учительского корпуса нашей страны и нулевой конкурс в педагогические университеты? Постоянно растущую нагрузку на преподавателя, которая еще многократно увеличится при переходе на новые стандарты образования?<...>».
Местное время.
< Предыдущая | Следующая > |
---|