Всероссийский клуб учителей «Доживем до понедельника» ежегодно проводит открытый конкурс «Педагогические инновации», на который педагоги всей страны представляют свои методические разработки.
Учитель русского языка и литературы школы №18 в Рубцовске, Игорь Зеленцов отправил на конкурс свою работу «Сказкотерапия на уроках русского языка» в марте зтого года. А совсем недавно узнал, что стал лауреатом конкурса и был удостоен почетной для педагога награды — медали Януша Корчака.
На урок, как в сказку
Работа Игоря Зеленцова посвящена тому, как и для чего можно использовать элементы народных сказок на разных этапах урока в 5-11 классах.
— С рождения мы читаем ребенку сказки. Они полезны не только как средство воспитания, но и с точки зрения филологии, например, тем, что дают поле для деятельности в старших классах, — рассказывает учитель. — Кроме того, что в сказках заложена житейская мудрость, они используются для развития речи
Методический материал Игорь собирал по крупицам в течение 20 лет работы. Разработке собственных уроков педагог уделяет много внимания.
— Литература — предмет, который затрагивает душу ребенка. Поэтому, чтобы урок состоялся, нужно приготовить, например, презентацию, раскопать какие-то интересные сведения, а не просто встать у доски и весь час проговорить, — считает учитель. — Молодежь сейчас мало читает, и, чтобы заинтересовать ее литературой, нужно так постараться! Приходится «выворачивать наизнанку» не только свою, но и душу ребенка.
Понять литературу
Сам Игорь Александрович много читает.
— Я без ума от творчества Ахматовой, есть еще один любимый, а скорее непостижимый для меня писатель — Булгаков, — признается он. — Каждый год мы его изучаем, и каждый год я открываю для себя что-то новое, особенно в «Мастере и Маргарите». Вообще, литература 20 века мне очень нравится.
Среди литературных предпочтений современной молодежи на первом месте стоит фэн- тези. Игорь Зеленцов считает: чтобы понять любое произведение, нужно изучить сначала классику, ведь те же «Сумерки», «Гарри Поттера» нельзя понять без знания предшествующей литературной традиции.
— Литература учит. Все изучаемые произведения мы связываем с современностью, актуальны ли сегодня проблемы, которые затрагивает автор, — делится своими мыслями учитель. — Практикуем аналитическое чтение: увидели проблему — анализируем. Если сравниваешь произведение с жизнью, тогда оно надолго остается в памяти.
— Как вы считаете, способны ли школьники понять такие серьезные произведения, как «Преступление и наказание», «Война и мир»?
— Конечно, в школьной программе я со многим не согласен. Например, в 9-м классе дети еще не знают, что такое любовь между полами, на помощь им приходят произведения, стихи, рассказы и фото любовь, про любовь и о любви. Они изучают «Евгения Онегина», не понимая этого чувства, поэтому я бы «поднял» это произведение в старшие классы. Хотя для того, наверное, и нужен учитель, чтобы довести до сознания детей то, что им непонятно.
0 свободе и слове
— Слово — это орудие моей работы. От того, насколько оно будет правильно выстроено, зависит результат. Мое поколение училось по шаблону: знали, что надо учителю сказать, то и говорили. Сейчас дети стали более свободными, у них есть выбор. Я им напоминаю, что любое мнение имеет право на существование. Кто сказал, что во всем, что говорит Шолохов или Булгаков, они правы? Если сможешь аргументированно доказать свое мнение, почему нет? Самое главное, чтобы состоялся диалог между учителем и учеником. Тогда и урок можно считать состоявшимся. Важно, чтобы дети привыкали делиться своими мнениями, ведь монологическая речь у людей практически не развита. В школе нужно учить правильно высказывать свою точку зрения. На моих уроках дети не боятся сказать все, что думают по теме, доказывая, аргументируя. К ученикам обращаюсь на «вы», вижу в них личность. И они, видя такое к ним отношение, проникаются уважением к учителю, между нами появляется взаимопонимание. http://www.wallon.ru/photo/love/15
Анна СВЯТЕЦ, Вечерний
< Предыдущая | Следующая > |
---|