Устные свидетельства воспроизводят обиду за свои села. Усиливает чувство несправедливости и обиды жителей исчезнувших сел осознание положительных сдвигов в послевоенной деревне, являвшихся результатом самоотверженного труда крестьян по подъему сельского хозяйства, разрушенного войной. Этот клубок чувств и настроений колхозников адекватно отражен в интервью И. В. Первутинского: «Вроде поднялись, тут пошло укрупнение.
Всякое
Разукрупнение сел и деревень хорошо сохранилось в памяти информантов
Постоянные передвижения сформировали умение концентрировать свои силы. Результативность освоения новых земель обеспечивалась сверх напряжением сил трудоспособных членов семьи и мирской взаимопомощью. М. П. Калюжная рассказывала: «Мы перевозили свои дома из Корболихи — «помочь» собирали. Тятя ходил, людей просил, чтобы помогли переехать. Вся Корболиха помогала. Дом рубленый разобрали. У всех были парные брички. Возили два дня. И свои помогали». Размеры новых поселений, количество дворов, численность населения определялись возможностями окрестных мест. Перенаселение вновь приводило к малоземелью и сопровождалось очередным выбросом населения на новые земли.
Кроме того, отмеченные обстоятельства сыграли не последнюю роль в появлении работ
«Вакуум», отмеченный Глоком, стал быстро заполняться в послевоенные годы. Объектом социологического анализа прежде всего стали религии Востока. Это связано по крайней мере с тремя обстоятельствами.
Соображения
Соображения
Река Алей, омывающая Рубцовск, является степной рекой, изобилующей миан драми и характеризующаяся чрезвычайной неустойчивостью берегов, а отсюда и русла.
Берега реки низкие, сложены лессовидными суглинками и подстилаются мелкозернистыми пылеватыми песками, что создает картину неустойчивости берегов. На некоторых участках смыв берегов за период весеннего половодья достигает 35 м. Наблюдением в 1946 г. установлено, что в районе моста в течение половодья смыто берега 25 м.
Вместо Ульянова управляющим был назначен Бугаев
К их числу отнесли тот факт, что в хозяйстве не проведено землеустройство, не определены его границы. Комиссия отметила, что "полеводство совхоза ведется без всякой продуманной системы, без всякого учета тех последствий в смысле засорения полей, понижения урожайности и качества зерна...". Отмечалось также, что "травосеяния в совхозе никакого нет", "качество сена совхоза в общем ниже среднего". Особо обращалось внимание на то, что "в совхозе замечается определенная расхлябанность как административного, так и рабочего персонала. Трудовая дисциплина и сознательность не на должной высоте. Замечены прогулы, порча машин от небрежного обращения с ними, невыполнение распоряжений по хозяйству и др." По поводу бывшего управляющего Ульянова сообщалось: "деньги по текущим счетам бывший зав. совхозом Ульянов часто получал по чекам без подписей бухгалтера и даже помимо чеков по своим заявлениям. Вследствие этого бухгалтерия не могла вести точный учет кассовых оборотов."
Попытка синтезировать методологические принципы исторической школы Ф. Боаса
В целом этнологическая школа исследований культуры и личности поставила ряд интересных вопросов об обусловленности определенных черт психологии общности и этнонационального характера соответствующим типом культуры.
Изменения в социально-классовой структуре развивающихся стран капиталистической ориентации
Наконец, факторы специфического свойства касаются ситуации, сложившейся в каждой конкретной стране: характера ее общественного строя, политики, проводимой режимом в отношении религии, ее связей с соседними государствами, положения в ее составе той или иной религиозной общности и т. д. Подлинно научный, марксистский анализ религиозной ситуации возможен только на основе классового исторического подхода, выявляющего общее, особенное и специфическое в развитии этой ситуации в каждой отдельно взятой стране, в группе стран или в целом регионе.
Примером является развал советской системы лесозаготовок и льняной отрасли причумышских сел
Эти негативные процессы являлись следствием советской модернизации через коллективизацию и концентрацию производства по пути укрепления и укрупнения поселений с административным нивелированием и выхолащиванием крестьянской поселенческой инфраструктуры.
В отношении целины практически все информанты выделяют неправильные методы
Рассуждения о Н. С. Хрущеве в современном сельском обществе отражают цельный образ, состоящий из расхожих представлений, типичных оценок, стереотипов. Однако именно в оценках Хрущева проявилась сформировавшаяся социальная структура советского общества, в которой выделялись группы, связанные с производством, советская интеллигенция и советская номенклатура.
Существует несколько определений этнографических групп
На рубеже Х1Х-ХХ вв. на территории Алтайского края сложилось несколько этнографических групп русского населения. Изучению этнокультуры населения Алтая непосредственно предшествует исследование его этнографического состава, ибо таксономически низкие подразделения, по мнению ряда современных исследователей, являлись основными носителями этнических свойств. Поэтому для изучения культурного наследия населения Алтайского края очень важно выявить и описать все этнографические группы, внесшие вклад в развитие народных традиций данной местности.
Логично предположить, что роль школы как нового социализатора будет усиливаться
Разумеется, такой список приоритетов является далеко не полным и далеко не универсальным, чтобы стать аналитической схемой для описания сложных социальных и психологических проблем формирования личности в «послеколониальном обществе».
Становятся популярными идеи, отвергающие вообще все западное — технологию
Ряд западных авторов полагают, что одна из важнейших причин исламского ретрадиционализма связана с разочарованием мусульманского мира в европейской цивилизации, в западной модели модернизации, внедрение которой не только не принесло мусульманским народам «блага» европейской буржуазной демократии, но, наоборот, усилило социальные язвы, увеличило инфляцию, безработицу, разрыв в доходах, нищету и духовную деградацию.
Каждое воспоминание - это смесь фактов и суждений
В государственных архивах отложились односторонние официально-статистические материалы. Жизнь людей в них не отражается, как не отражается и отношение народа к историческим событиям и деятелям.
Наверное, маршалу, как никому, стоит верить!
А ведь Жуков не только возражал Сталину, но и смело отстаивал свое мнение. Вот что он пишет по этому поводу: «За долгие годы войны я убедился, что И.В. Сталин вовсе не был таким человеком, которому нельзя было ставить острые вопросы или спорить с ним, твердо отстаивая свою точку зрения. Если кто-нибудь утверждает обратное, прямо скажу, что их утверждения неверны».
Крест и колокола
Совсем другое дело — это реакция, ощущения, действия крестьян в ответ на «репрессирование» таких духовных святынь, как Церковь, колокола, кресты, иконы. Именно устная история позволяет собрать материал о социальном поведении крестьян в условиях насильственного разрушения основ духовной, религиозной жизни. Большой интерес для историков представляют факты сопротивления прихожан закрытию церкви или расправы со священниками в условиях тотального страха. В государственных архивах информацию о протестах прихожан закрытию прихода или разрушению храма, о заступничестве за священников найти не удалось.
Сенат торопил местные власти с возведением укрепленной линии и создавал финансовые возможности
«Для брежения заводов серебряных от набегов и разорений неприятельских сделать крепости на реках Убе, Алее, Катуне, Чагирском руднике вместо сожженной от Кань-Кароколпаков, на реке Ануе, Катуне, Бии, Шульбе, на Змеиной горе, на Колывано-Воскресенском заводе три батареи, хотя на этих местах в некоторых уже остались от Демидова укрепления...»
Члены клуба начали работу в первую очередь с составления списков женщин-участниц войны
Члены клуба начали работу в первую очередь с составления списков женщин-участниц войны и описанием их воспоминаний о фронтовых буднях.
Советом клуба планировались и проводились мероприятия по вовлечению женщин к участию в общегородских мероприятиях, в том числе в торжествах различного уровня, в подготовке и проведении избирательных компаний, в обследовании жилтцно-бытовых условий ветеранов.
Теперь мы двигались обратно, на запад, по домам
Я лежал на сплошных нарах из досок-«сороковок» в теплушке. Вагон покачивало, колеса постукивали на стыках рельс, нары как бы в такт раскачивались, потом сбивались с ритма, подбрасывая своих седоков несколько чувствительно, и снова входили в ритм. Подо мною шинель, под головою вещмешок с последними армейскими пожитками - и вся эта постель была для солдата и желанна, и удобна.
Представители поколения 1930-1940-х гг
В Сростках «после переоборудования церкви старухи собирались в доме молиться и молились» (Филиппов, 1927 г. р.) Это показывает, что полного уничтожения традиционного религиозного мировоззрения не произошло, оно существовало параллельно и сыграло роль фактора, ускорившего падение советского режима в 1990-е гг. Респонденты вспоминают, что «родители только в бога верили, и даже когда запрещали. К маме приходили с иконами молиться... В Иванов день приходили молиться...» (А. А. Шеин, с. Малоугренево).
Церковь была на камнях, обитая, крашеная, голубого цвета
Устные предания о церковных зданиях воссоздают не только их внешний вид, но и отношение к ним крестьянского мира, которое проявлялось в мирских традициях возведения храма, выбора места под него, сочетания красок, способов декоративного убранства, обустройства площади, ее озеленения. В воспоминаниях старожилов с. Усятское названы такие общие традиции: строили ее всем сельским миром; выбрали возвышенное место; не жалели денег на ее внешнее убранство.
Старожили-заимочники
В период принудительных и добровольных миграций российский крестьянин выработал адаптационные механизмы и навыки обустройства на новом месте. Возможно, благодаря развитию государственных традиций беззакония 1930-х гг. встречали тотальную покорность, отсутствие массового сопротивления насильственным переселениям.
Портрет инициативного заимочника можно реконструировать по рассказу А. С. Бодрягиной
На месте заимок в 1920-е гг. на территории современного Алтайского района выросли села: Луговское (1922 г.), Макарьевка (1919, 1922 гг.), Ново-Польский (1923 г.). Примером являлась Сидоровка Алтайского района, основанная в 1924 г. на месте заимки. Как рассказывала А. И. Фефелова, «раньше в каждом логу жили старые люди. В ту сторону начинался Егоров лог, Кисленький, потом Мальцев, потом Сидоров, потом Барабаненок, Барабанов, Калистратов. Всё лога шли. Сидор первый поехал на заимку. Вот назвали по нему Сидоровка в логу. К нему уехало 12 дворов. А отец мой, Черданцев Исаак Степанович, жил в Куяче... у нас была заимка в Ларионовой логу, хлеб там сеяли. Пасека там была, покосы. Потом переехали в Сидоровку» (Фефелова И. И., с. Куяча, Алтайский район).
Приведенные биографические сюжеты рисуют типичный для того времени итог участия
Аналогично складывалась ситуация и с комсомольцем Г. Швейником: вначале — исключение из комсомола, затем из университета, потом следствие, суд и приговор — 5 лет лагерей [15, л. 87].
Цель, задачи и функциональное назначение бассейнового совета
Цель, задачи и функциональное назначение бассейнового совета, как коллегиального органа управления, должны определяться ее участниками совместно и отражать интересы как федеральных и краевых органов государственного управления, так и органов местного самоуправления (районов и городов бассейна р. Алей) в области использования и охраны водных ресурсов. Предварительно его генеральная цель может быть сформулирована как организация сбалансированного использования водных ресурсов, сохранение и восстановление природных комплексов с учетом социально-экономического развития региона, потребностей населения и хозяйства в качественной воде в требуемом объеме.
Свою обиду на колхозников имели и рабочие МТС
Установлению неравенства разных социальных групп алтайской деревни способствовала и декларируемая государством регламентация земельных прав, норм трудовой выработки и оплаты труда при разных формах социалистической собственности.
Банюшка одна была - все парились
И пошли в колхозы». Существование этих заимок оказалось недолгим. Возникнув как крестьянские заимки в начале XX в., они разрослись в 1929-1933 гг. за счет раскулаченных и выселенных жителей Староалейки. Раскулаченных односельчан, изъяв у них все имущество, в том числе рабочий скот и орудия труда, превратив их из производителей в нищих потребителей, выселяли из родного села.
Еще статьи...
- Начатую унификацию индивидуального и коллективного сознания эносоциокультурных групп
- В процессе поддержания Фонда Мира участвовало подавляющее большинство рубцовчан,
- И еще один эпизод раннего детства глубоко врезался в мою память
- Анализ исторических интервью убедительно доказывает
- Крайне тяжелое положение, сложившееся в обеспечении продовольствием крупных городов
- Устные источники помогают выяснить и причины устойчивой враждебности
- Русскоязычные информанты подчеркивают
- В корпусе текстов устных источников о насильственных переселениях
- В прошлом связь религии с «историческими поворотами», относительная прогрессивность
- Применение химических средств борьбы с вредителями
Страница 42 из 81