Этот документ положил начало созданию будущей Колывано-Кузнецкой укрепленной линии.
Во второй половине XVIII в. фортификационные импровизации на тему оптимизации охраны алтайских земель были продолжены инженерными командами геодезистов Сташкеева, Новоселова и Кутузова [6, л. 949], а затем Пименова, Попова и Денисова [2d, л. 5-5 об.]. Изменение вектора политической активности соседних государств и территориальное закрепление Российской империи на этих рубежах обусловило новый этап структурного оформления охраны Обь-Иртышского междуречья.
Пик военно-инженерной деятельности командиров Сибирской линии пришелся на 50-60 гг. XVIII в. Полковник фон Лорих, а за ним командир Колывано-Кузнецкой линии Ф. Дегаррига планировали внести ряд изменений во внешний вид оборонительных сооружений и общие очертания границы. По их мнению, на некоторых участках приграничной полосы нужно было добавить редуты и форпосты, реорганизовать форштадты, укрепить деревни и провести их внутреннюю перепланировку. Для повышения эффективности наблюдения за местностью Дегаррига ратовал за возведение новых деревень на возвышении и строительство дополнительных укреплений у их подножья. Он полагал, что для своевременного принятия мер безопасности домовые строения следовало ставить планово в две улицы [21, л. 437]. Другим командиром Сибирской линии графом Бутурлиным была предпринята попытка «выдвинуться в Зенгорскую сторону так, чтобы у китайского правительства не возникло подозрений относительно неприятельских намерений русского правительства». Он предлагал учредить на слабо укрепленных участках линии дополнительное число редутов и крепостей [22, л. 1].
< Предыдущая | Следующая > |
---|