В течение первой половины XIX в. просвещение на Алтае развивалось медленно.
Так, в 40-х и 50-х гг. XIX в. было открыто лишь одно приходское училище в г. Кузнецке в 1854 г. [6, с. 169]. Остальные города Алтая, несмотря на настояния администрации, упорно отказывали в праве открывать за свой счет школы. Барнаул, например, довольствовался горными школами, Бийск - военно-сиротской и частной школой ссыльного ксендза Шишко (в 1847 г.), а в Колывани совсем не было школ [3, с. 244]. До реформы 1861 г. в округе не было ни одной средней общеобразовательной школы [13, с. 227].
Буржуазные реформы середины XIX столетия были рубежом в социально-экономической жизни России и обозначили начало капиталистического периода в ее истории. В общественно-культурное движение была активно вовлечена провинция, причем значительные изменения в культурной жизни происходили именно там [11, с. 220]. Освобождение от крепостной зависимости мастеровых и приписных крестьян, составлявших на Алтае основную часть населения, создавало новую ситуацию для развития всех отраслей народного хозяйства — кабинетской и частной промышленности, сельского хозяйства и торговли [14, с. 30]. Таким образом, в школах распространение грамотности становилось приоритетным фактором культурного развития общества. Капитализм объективно требовал более высокого образовательного уровня общества, предполагавшего не только распространения элементарной грамотности, но и качественного образования граждан.
< Предыдущая | Следующая > |
---|