По архивным сведениям, иноческое житие на Алтае появилось во второй половине XIX в.
Но при этом не исключается, что отдельные отшельнические поселения на территории Алтая могли существовать и ранее указанного периода. В дневнике иеромонаха Оптиной пустыни о. Евфимия (Трунова), жившего в XIX в., имеются следующие строки: «Батюшка старец, отец Макарий (Оптинский), получил письмо из Томска, из тех сибирских краев, где подвизался [преподобный Макарий Алтайский]... Пишет ему монах с Афонской горы, Парфений, живущий в Томске при архиерейском доме... В письме своем он между прочим описывает сказанное при нем архиерею миссионером — протоиереем с Алтая, что на Алтае один крестьянин искал лошадей своих по лесам и дебрям. Удалившись незаметно в непроходимые места, крестьянин этот достиг в дремучем лесу горы. Пройдя по глубокой расселине, он увидал поляну, на которой земля оказалась вскопанной, и на ней были устроены гряды. Крестьянин удивился и подумал: кто бы мог сюда зайти? Оглядевшись кругом, он заметил в горе пещеру и в ней — дверь. Он пошел по направлению к пещере, и тут к нему из пещеры навстречу вышел человек, совершенно нагой, весь обросший волосами, препоясанный каким-то рубищем... По окончании беседы крестьянин расстался с пустынником и, вернувшись домой, рассказал миссионеру, который и сам вознамерился было отправиться к пустыннику (место пустыни той от пребывания миссии в пятнадцати верстах), но не осмелился из боязни обеспокоить Старца... Не образец ли это, подобный древним?..» (Цит. по [1, с. 130-132]).
< Предыдущая | Следующая > |
---|