До начала XX в. хозяйственно-экономическая жизнь монастыря строилась на основе доходов от арендной платы за землю.
С учреждением монастыря местное кочевое население оказалось перед выбором: либо покинуть обжитые места, либо остаться на них, но платить монастырю арендную плату. Поскольку ближайшая Чуйская долина была менее богата пастбищами, кочевникам оказалось выгоднее оставаться на прежнем месте [2, с. 316]. Разумеется, условия аренды устраивали далеко не всех. Наиболее недовольные писали жалобы и прошения о снижении арендной платы [19, л. 29]. Преосвященный Макарий (Невский), епископ Томский, а ранее алтайский миссионер, несколько лет проживший в Чулышмане, занимал достаточно твердую позицию. В конце XIX в. в переписке с наместником монастыря иеромонахом Иннокентием он предписывал не снижать арендной платы. В письме владыка Макарий достаточно ясно объясняет свою позицию. Вот некоторые выдержки: «Монастырь не имеет других источников содержания для себя, кроме земли, скота, вынужден бывает отдавать свои угодья арендаторам, но он не допускает к себе арендаторов со стороны, например русских переселенцев. Он отдавал свои земли в пользование: беднейшим - бесплатно, зажиточным — за умеренную цену и ни в коем случае ни один из них не доведен до обеднения. Монастырь постоянно имел в виду свою главную задачу в отношении к ним - просвещение учением в вере и приучении к доброй оседлой жизни, стяжания ими для себя пропитания трудом, а не выпрашиванием подаяния, и тем паче воровством» [20, л. 115]. Далее автор письма указывает, что в неблагоприятные годы монастырь всегда оказывал чулышманцам благотворительную помощь.
< Предыдущая | Следующая > |
---|