Таким образом, помимо просветительской миссии монастырь решал социальные задачи.
Что касается величины арендной платы, то она всегда уменьшалась в неурожайные годы. Так, в случае хорошего урожая аренда десятины пахотной земли обходилась инородцам в 10 руб., а выгода с посевов составляла 50 руб. Аренда на таких условиях не была обременительна. На сенокосе условия были таковы. Монастырю арендаторы должны были ставить столько копен, сколько ставили себе. Для хозяйств с малым количеством скота такие условия не были затруднительными. Для наиболее зажиточных это было достаточно обременительно. Именно богатые инородцы были недовольны арендной платой и вынуждены были перекочевывать в соседние ущелья. Но в этом нельзя не видеть социальной функции по защите беднейших алтайцев, которые благодаря монастырю имели гарантированную возможность пользоваться землей. Вместе с тем монастырь был единственным источником для развития агрикультуры в долине. По замечанию местного старожила Михаила Белякова (1929 г. р.), монастырь до революции имел такую технику, которой нет в Чулышмане и в настоящее время. Действительно, сейчас жители Чулышманской долины сохранили только животноводство в самых примитивных формах. А в начале XX в. там выращивали зерновые, выделывали масло, изготавливали кирпич, было кожевенное производство и др. В Горном Алтае именно монахи были первыми садоводами.
< Предыдущая | Следующая > |
---|