Особенностью сельских устных источников является латентность информации в силу дуалистичности мировоззрения советских крестьян. Во-первых, только в последнее десятилетие крестьяне научились открыто высказывать свои суждения, хотя до сих пор используют эзопов язык (страх перед словом).
Во-вторых, устные рассказы отражают глубинное историческое мироощущение, которое не совпадает с официальной историей Рассмотрим это на примере рассказа крестьянки А. С. Косачевой-Ковыршиной: «Когда ехали заставлять из Петровки наш дом перевозить в Чернопятово... мы с мужем в Касмалу вернулись. Взяли колхозный дом, отремонтировали. Тут приехали председатели колхоза и сельсовета: отдайте дом для нового счетовода. А я вечером в передний угол повесила портрет Ленина (психологический прием смешения православной традиции и политического экстремизма), и когда председатели снова пришли, я им говорю: А вот вы сначала его вынесите! - И показываю на Ленина. - Остальное я сама вынесу". Они спешили: Как так? Я им: Он нам не такую жизнь обещал!" Долго нас не отпускали, мучили. Потом мы решили написать главному по сельскому хозяйству в Москве (Полянскому) (монархические настроения). Письмо аж в Новосибирске спустили (традиционное неверие и уверенность в тотальном контроле и беспределе местных властей). И всё! Оставили нас!» В данном случае устная сельская история предлагает пути
< Предыдущая | Следующая > |
---|