В государственных архивах отложились односторонние официально-статистические материалы. Жизнь людей в них не отражается, как не отражается и отношение народа к историческим событиям и деятелям.
В этом смысле сельская устная история является протестом против «безликой» истории и отсутствия в ней главного действующего лица - рядового человека. Зарубежные устные историки формулируют этот протест так: «Большинство книг и документов не могут рассказать обо всем. В основном они сконцентрировались на знаменитых и известных событиях, избегая обычных людей, которые могут рассказать о повседневной жизни... Каждое воспоминание - это смесь фактов и суждений, и каждое из них важно. Уже то, как люди воспринимают какие-либо события, само по себе является историей. У нас появляется возможность сравнить восприятие одного и того же события в разных интерпретациях» [2]. Крестьянский мир России, по мнению О. М. Вербицкой, также был вне поля зрения государства и историков, которые рассматривали деревню как некую «абстрактную систему единства производительных отношений и производительных сил» [3, с. 7]. Устная же история вводит в науку сельского жителя.
Ш. Рейнхарц отмечает, что «устная история, в противовес письменной, более пригодна для получения информации о тех людях, которые в меньшей степени участвуют в создании письменных документов, а также для восстановления исторических отчетов о событиях, которые не отражаются в архивных материалах. Поэтому особенно подходящими кандидатами для исследований устной истории являются представители более уязвимых социальных групп» [4, с. 45].
< Предыдущая | Следующая > |
---|