Наиболее яркие и полные сведения об этой группе собраны в Каменском районе (правобережье Оби), в ряде сел которого (Столбово, Дресвянка) респонденты и в настоящее время определяют себя «чалдонами». Бытование данной группы подтверждают также опросы, проведенные среди представителей других этнографических групп — «хохлов», «росейских». «Мы вот приехали с Украины, кто с Белоруссии, а это были местные жители, чалдонами их звали. Расшифровывается это как люди, пришедшие с чалого Дона", казаки какие-то, давно сюда пришли» (Прокопенко А. Г.).
При этом в ходе опроса родственники респондента сообщили, кто сейчас в деревне является чалдоном. В алтайской деревне было собрано большое количество жизненных историй, в которых культура чалдонов сравнивается с культурой других групп (см. приложение). В среде переселенцев сложились стереотипные представления о «чалдонах» как о жадных людях, не умеющих вести хозяйство (в среде хохлов), ухаживать за скотом. «Они даже в магазине деньги как-то по-особому отдают, как бы тайком, чтобы никто не увидел» (Горбузенко Н. П.).
Представители группы «чалдонов» четко определяют свои культурно-бытовые и языковые особенности, употребляя для самоидентификации такие слова, как «чалдоны», «мы чалдоньё», «наша чалдонская порода» и др. Сохранению столь длительной групповой изоляции способствовали эндогамные браки, бытовавшие до середины XX в., и существовавшее позднее негативное отношение к межгрупповым бракам. «Сначала чалдоны с чалдонами только женились, а потом уже стали и с хохлами, вовсе всяка всячина стала. А чалдоны сначала не хотели хохлов, и они их все: У, поганые, понаехали сюды", а за что их так не любили, не знаю» (Клокова А. В.)
< Предыдущая | Следующая > |
---|