В самосознании отразился и такой отличительный признак вятских, как особенности их занятий, среди которых преобладали промыслы. Информаторы отмечают мастеровитость представителей этой группы: «Они ремеслом занимались. Они делали кадочки всякие - большие и маданькиё, продавали их, а мы покупали... Они продавали или меняли на хлеб — на муку, на пшеницу — у них там не было ничего.
Они не сеяли, ничего не делали, только огороды у них были» (Пятышева J1. И.). Об особенностях занятий вятских сохранились также присловья, в которых высмеивается неспособность к занятию сельским хозяйством: «Рассказывала мама, как вятские жили - корову на баню тащили, чтобы она траву на крыше съела». «Вятские купили поросеночка и давай на шест чепить и приговаривают: чепись, чепись, поросенушка, у курочки и то две лапки — и чепится, а у тебя четыре, ты чепись-то» (Стреляева Н. Г.).
В определении группы рязанских переселенцев значимыми являлись языковые и бытовые факторы, что зафиксировано в различных жизненных историях. «Бабушка рассказывала, что пришел к сибирякам младший ее брат (рязанский), и ели там жирный борщ. А у рязанских принято хлебнуть и положить ложку, а сибиряки хлебнут, оближут и положат. Так вот и измазал гость скатерть» (Гладышева А. Г.). О различиях в трудовых отношениях приводятся такие сведения: «У сибиряков девки были более трудолюбивые, а рязанские жалели своих. Сына рязанские хотели женить на сибирской, а свою дочь за сибиряка не хотели выдавать, так как много нужно было работать» (Гладышева А. Г.). Дифференцирующим признаком рязанских информаторы считают также большую приверженность к вере в бога и частое посещение церкви.
< Предыдущая | Следующая > |
---|