Второй этап железнодорожного строительства в Сибири пришелся на время между двумя буржуазно-демократическими революциями в России. Он характеризовался дальнейшим ростом монополистических тенденций в экономике страны, ростом переселения в связи со столыпинской аграрной реформой, участием России в Первой мировой войне. Все это наложило отпечаток на причины и характер строительства. Как и на первом этапе, они определялись прежде всего потребностями развития капитализма вширь и стремлением разрядить земельные противоречия в центре государства за счет переселений в Сибирь. Но теперь эти факторы действовали с максимальной силой: началось проникновение в Сибирь монополистического капитала.
В 1907-1910 гг. массовость переселений достигла максимума, увеличилась возможность для вывоза из Сибири сельскохозяйственного сырья и ввоза промышленных товаров. Изменились и военно-стратегические причины строительства железных дорог в Сибири. Отныне они определялись не столько межгосударственными противоречиями на Дальнем Востоке, сколько подготовкой царской России к Первой мировой войне на европейских фронтах и вывозом продуктов из Сибири для снабжения армии.
При обсуждении проектов новых железных дорог в Сибири принималось во внимание то, что они, не считая коротких подъездных путей, в первое время будут убыточными, поскольку плотность населения даже в наиболее освоенных районах Сибири была очень низкой. Развитие добывающей, обрабатывающей промышленности и земледелия не достигло такого уровня, чтобы дать дорогам достаточное количество грузов. Поэтому при обсуждении различных проектов железных дорог в Сибири принималась во внимание не только их доходность в настоящее время, но и будущее значение - как местное, так и транзитное.
< Предыдущая | Следующая > |
---|