В отличие от работников кооперации и государственной торговли, частные предприниматели открывали свои магазины не только в центральных районах городов и сел, но и на окраинах, ориентируясь прежде всего на потребительский спрос. Частные торговцы подбирали ассортимент товаров для своих магазинов в соответствии с интересами покупателей, постоянным посетителям зачастую отпускали товары в кредит, чего не допускалось в государственной и кооперативной торговле. Приучая покупателей приобретать товары в собственном магазине, владельцы в качестве «приманки» использовали занижение цен на один из товаров повседневного спроса с тем, чтобы покупатель, придя за ним в лавку, вместе с дешевым приобретал и более дорогой, чем в кооперативных и государственных магазинах, товар. Частные магазины привлекали покупателей и своим внешним видом, красочными витринами, более удобным режимом работы.
Помимо торгово-посреднической деятельности, источником форюфомния частного капитала стали доходы от денационализированных, взятых в аренду или основанных самостоятельно промышленных предприятий, а также мельниц, жилых домов и т. п.
Денационализация промышленных предприятий начала активно проводится летом-осенью 1921 г. В основном заявления от частных лиц о денационализации касались мельниц и разного рода мастерских. На основании постановления Сибревкома от 21 июля 1921 г. «О возможности передачи промышленных предприятий кооперативным организациям, частным лицам и иностранным концессиям» в течение 1921/22 г. из 749 национализированных в прошлом кустарных предприятий 45% были возвращены прежним владельцам [22, с. 141,204]. Однако довольно часто встречались и случаи отказов в возвращении предприятий прежним владельцам, причем без объяснения причин.
< Предыдущая | Следующая > |
---|