Группа городских предпринимателей, живших на доходы, полученные путем использования наемного труда, как на Алтае, так и в Сибири и СССР в целом, была крайне немногочисленной: ее удельный вес составлял 0,7% по отношению к общей численности городского населения [46, с. 81; 47, с. 30-31]. Их доходы превышали средние доходы горожан в десятки раз.
Недостаток собственных средств и сложное в целом положение частных предприятий в условиях советской действительности побуждали их к объединению в разного рода товарищества. Имевшие широкие торговые связи и возможность маневрировать денежными средствами, эти объединения, подчиняя себе мелочную торговлю, завоевывали прочные позиции в экономике. Так, на хлебном рынке Алтая успешно действовала бийская фирма «Хлебник». Известным по всей Сибири торговцем мануфактурой являлось барнаульское «Сибирское товарищество», объединявшее 8 совладельцев во главе с П. Кудиновым. В торговле бакалеей прочные позиции занимало торговое товарищество «Сбыт» (6 совладельцев во главе с П. Вяткиным). Среди торговцев железоскобяными товарами на сибирском рынке широкую известность приобрело барнаульское товарищество «Железняк», возглавляемое Т.Д. Меркушевым [51].
Подавляющее большинство семей предпринимателей имело собственные дома Однако их жилищные условия несущественно отличались от условий, в которых жили другие городские семьи. В Барнауле, например, в 1926 г. в среднем на 1 жителя приходилось 4,2 м2 общей площади, а на одного представителя «новой» буржуазии - 5,3 м2 [49, с. 186; 24, с. 114].
< Предыдущая | Следующая > |
---|