Основным способом распространения губернских и уездных периодических изданий являлась подписка. Существовали две ее формы - коллективная и индивидуальная. Система распространения губернских и уездных периодических изданий по подписке в начальный период нэпа была неодинаковой. Например, 83% тиража уездной газеты «Красная степь» в октябре 1923 г. распространялось по подписке, причем доминировала (74%) коллективная форма (табл. 2); менее популярным был этот способ распространения для «Красного Алтая: на подписку приходилось лишь 5% тиража Неодинаковой была и география распространения: ориентированная на крестьянство уездная газета распространялась преимущественно в сельской местности - здесь оседало 68% тиража, тогда как основной сферой распространения «Красного Алтая» был Барнаул с преобладанием индивидуального характера подписки.
Основной причиной слабого распространения периодических изданий по подписке в 1922-1923 гг. являлись низкая грамотность населения, повышение цен и несвоевременная доставка прессы. Часто периодические издания не доходили до читателей, оседая в сельских советах, где из-за бумажного голода пресса использовалась явно не по назначению. К примеру, корреспондент губстатбюро из Барнаульского уезда писал: «Газет никаких не получаем. Изредка посылают Красный Алтай"», да его никто не видит, в сельисполкоме получают, и тут же на цыгарки» [19, с. 9].
Слабое распространение местных периодических изданий было вызвано конкуренцией как в среде местной прессы, так и со стороны центральных и региональных изданий. Безусловно, в наиболее выгодном положении оказывались губернские издания, зависевшие от властных структур, часто оказывавших прямое и не всегда корректное давление на уездную и ведомственную прессу.
< Предыдущая | Следующая > |
---|