Однако сложная ситуация на фронтах Великой Отечественной войны требовала активизации деятельности тыла, увеличения выпуска военной продукции, что привело к организации ряда новых лагерей для выполнения оборонных заказов. Некоторые подобные лагеря существовали по нескольку месяцев. На территории Алтайского края 22 января 1942 г. организуется Алтайский исправительно-трудовой лагерь (Алтайлаг) [16].
Заключенные этого лагеря, среди которых значительную часть составляли политические, должны были в кратчайший срок построить и сдать в эксплуатацию Михайловский содовый комбинат, а также железнодорожную ветку, соединяющую комбинат с месторождением природной соды. Кроме того, перед ними ставилась задача к 1 сентября 1944 г. закончить строительство железнодорожной ветки, соединяющей с. Михайловка со станцией Кулунда Омской железной дороги (124 км). Содовый комбинат следовало сдать в эксплуатацию к июлю 1944 г. С этой целью на станцию Кулунда перебрасываются до 5 ООО заключенных из Нижнеамурского ИТЛ. На январь 1944 г. Алтайлаг насчитывал 6 473 заключенных, разбитых на ряд строительных колонн (лагпунктов) [17] по всей протяженности строящейся железной дороги, а также территории строящегося содового комбината в Михайловке. Однако собственных сил Алтайлага для завершения строительных работ в срок было недостаточно. В результате на строительство стали активно привлекать вольнонаемных лиц, а также строительные отряды из спецпереселенцев (немцев, поляков и др.). Кроме того, в район строительства железной дороги Михайловка — ст. Кулунда перебрасывается часть заключенных Сиблага, также образовавших ряд рабочих колонн в с. Ключи и с. Алтайское [18]. Таким образом, в районе строительства образуются два лагеря: Алтайлаг и Михайловское отделение Сиблага, а на территории Алтайского края функционируют три лагеря: Алтайлаг, Михайловское отделение Сиблага и Чистюньское лагерное отделение общей численностью более 10000 заключенных.
< Предыдущая | Следующая > |
---|