К осени 1932 г. на территории Алтайского края организуется еще одно подразделение Сиблага - Чуйское отделение № 7 [2, с. 42-48]. Основным направлением его деятельности было форсированное строительство Чуйского тракта от г. Бийска до пос. Ташанта (600 км). С этой целью по всей протяженности тракта на расстоянии 15-20 км друг от друга стали создаваться рабочие колонны, т. е. лагерные пункты на 300-400 заключенных, представлявшие собой три-четыре больших барака и дом охраны, обнесенные глухой деревянной стеной и колючей проволокой. По периметру зоны размещались сторожевые вышки.
Общее количество заключенных, занятых на производстве строительных работ, расчистке трассы от заносов в зимнее время и лесоповале по всей протяженности тракта, доходило до 10-12 тыс. чел. К сожалению, в данный момент известно о месте расположения лишь одной рабочей колонны Чуйского отделения — женского лагеря в районе с. Мыюта на берегу р. Сема. Об условиях жизни заключенных на строительстве Чуйского тракта известно по рассказам старожилов: на каждый километр тракта приходилось 12-15 умерших строителей. Тела умерших, чтобы не мешали ходу работ, сваливали друг на друга в ближайшем карьере либо закапывали прямо в дорожное полотно.
В 1934 г. заключенными были начаты работы на строительстве крупнейшего в СССР наплавного понтонного моста через Вию. В июне 1934 г. движение по нему было открыто. На бомах Кор-Кечу и Яломан объем скальных работ, проведенных заключенными вручную, превысил 100 тыс. м3, а объем кладки подпорных стенок — 24 тыс. м3 [2].
Кроме тяжелых условий жизни, каторжных работ, заключенные постоянно испытывали на себе надзор бдительного «ока» лагерной администрации и осведомителей, жестоко пресекавших любое вольномыслие среди заключенных. С 1937 г. начинается волна репрессий и беззаконий в отношении заключенных.
< Предыдущая | Следующая > |
---|