В этом ракурсе исследование новейшей истории методами устной истории стало массовым благодаря как раз протесту против элитарности, предпочтения истории «сильных мира сего», известных и видных деятелей. Альтернативой истории верхних этажей общества стала «история снизу вверх», интерпретация исторических событий представителями нижних этажей общества.
В США на магнитофонную ленту, в противоположность деятельности А. Нэвиса, стали записываться рассказы метростроевцев и представителей этнических меньшинств [3, с. 213-216]. В послевоенный период основное внимание стали уделять историческим событиям 1930-1960-х гг. Для США это были судьбы рядовых американцев в годы депрессии и «холодной войны», отношение к вьетнамской войне, для Европы — Вторая мировая война и послевоенная жизнь. В Германии, например, массовые исследования обыденных представлений и народно-исторических суждений были проведены в виде сочинений: «Мама, расскажи мне о Гитлере». На современном этапе устноисторические исследования проводятся повсеместно, созданы центры устной истории при университетах, архивах, библиотеках, музеях. В 1970-е гг. истори- ки-хроникеры разных стран объединились в Международную ассоциацию по устной истории, которая с 1978 г. раз в два года проводит международные конгрессы по устной истории [4, с. 210-216]. Широкое распространение устной истории способствовало формированию страноведческой специфики, которая обусловлена особенностями социально-экономической, политической и культурной истории каждого общества. Но при разнообразии исторических вариантов методы устной истории оказались универсальными.
< Предыдущая | Следующая > |
---|