Таким образом, устная традиция связывала образование сел в далеком прошлом в отдаленных горных, таежных местностях Алтайского горного округа с побегами непокорных людей, ищущих благодатные земли, неподведомственные или недоступные администрации. Такие земли в народной мифологии имели обобщенный образ — Беловодье. В устной истории старожилы переносили конкретный исторический опыт на все старожильческие села, образованные в XVIII—XIX вв.:«первые беженцы приехали в Сибирку (Сибирячиху), Бащелак, Большую Речку и затерялись» (Л. Т. Дени- сов).
Такая народная интерпретация заселения ряда территорий Алтайского округа (за военной линией, Рудный Алтай и др.) близка к официальной истории. В частности, по мнению историков, в заселении отдаленных земель Алтайского края большую роль играли староверы таких согласий, как странники, стариковцы, поляки, поморцы, беглые крестьяне и другие категории населения, действительно стремившиеся «затеряться» в укромных местах. Интересно, что устная традиция, отражающая освоение земель людьми с девиантными формами поведения, менее характерна для рассказов информантов степных и лесостепных районах Алтайского края, где большой процент населения составляют потомки крестьян-колонистов.
< Предыдущая | Следующая > |
---|