Рассмотрим это на семейной истории В. М. Ляшенко. Он вспоминает: «В Сибирь приехали мои бабушка и дедушка. Родители были еще детьми. Переселялись группами. Мои предки — из Черниговской губернии. Переселились примерно в конце XIX в., потому что там была большая плотность населения и мало земли. Первые поселенцы могли подселиться в селения к старожилам, если место больно понравится, а могли облюбовать новое место... Первое время строили землянки, а потом отец построил избу. Земли у нас, да у всех, было, кто сколько осилит...»
Контент-анализ переселенческих версий показывает расширение под влиянием массовых переселений на Алтай этносоциальных представлений в крестьянской среде. Именно в устной традиции переселенцев отмечается дифференциация общества на ментальном и бытовых уровнях по этническому принципу — мордва, украинцы, чуваши и т. д. В отличие от рассказов переселенцев, в старожильческих устных историях дифференциация, как правило, происходит по этнографическому признаку: среди привилегированных групп деревенского общества — старожилы, кержаки, казаки; остальные — «россейские»: мигранты и переселенцы. Вместе с тем переселенцы наряду с этнической принадлежностью воспроизводят этнографическую мозаику, но она отличается большей культурно-бытовой пестротой приезжих «россейских», среди которых рассказчики идентифицируют воронежцев, курян, «рязань», тамбовцев и др.
< Предыдущая | Следующая > |
---|