В советский период территория Алтая, как и всей Сибири, стала местом спецпереселений, депортаций, раскулачивания, политических репрессий. Приобретенный людьми новый жизненный опыт скорректировал в наши дни содержание транслируемого устного наследия.
Советский исторический опыт закрепил в сознании деревенских жителей за Сибирью, а вместе с ней и Алтаем назначение места ссылки, высылки, каторги, т. е. наказания инакомыслящих. Под влиянием этой метаморфозы в народной интерпретации стала происходить подмена категорий «беженцев», «вольных людей», «беглых» (староверов, крепостных и приписных крестьян) — категориями «ссыльных», «выслатых» (раскулаченных, репрессированных, спецпереселенцев, депортированных и т. д.). В современном устном наследии сельского населения Алтая, транслируемым уже детьми и внуками переселенцев, встречается смешение реальных семейных историй, официальной письменной истории и собственного жизненного опыта. Оно впитало в себя общее представление о Сибири как о месте принудительной высылки разных категорий людей, совершивших некие правонарушения. Советские спецпереселения, депортации, высылки и ссылки закрепляли на бытовом уровне общие представления о принудительном характере заселения. Показательно рассуждение Ф. П. Лобановой (1917 г. р., с. Крутишка, Шелаболихинский район): «Ссылали сюда в тайгу ученых, богатых. Ленин, поди, в ссылке был здесь тоже?» Таким образом, происходит трансформация образа Алтая как вольной, свободной земли в антитезе — «барская Россия» или «каторжная Сибирь» — и «Беловодье (земля свободных людей)». Тем ценней становится фиксация всех устных историй об образовании сел Алтайского края, которые до сих пор бытуют в информационном деревенском пространстве.
< Предыдущая | Следующая > |
---|