В пересказанном воспоминании матери Д. П. Шмаковой отсутствует сопричастность к этим событиям. Для самой рассказчицы характерно полное доверие к полученной информации. Она воспроизводит дословно фразы матери и не пытается понять, что за ними стоит (в ее рассказе произошло смешение событий Гражданской войны и коллективизации).
Большинство записанных в 1990-е гг. рассказов строится в манере «взгляд со стороны» или «взгляд наблюдателя»: «Здесь [Ново-Тырышкино] восстания были. Искали Поповых. Ездили всякие. У нас конюшни были, там две лошади стояли. Их не нашли. А у других забирали лошадей» (Е. И. Тырышкина) Для устной народной интерпретации тех событий, даже в пересказе потомков потомственных крестьян, родившихся и воспитанных уже при советской власти, характерно то, что события в их собственной деревне не соотносятся ими с официально сформированной канонической историей революции и Гражданской войны. А. В. Рохлина вспоминает: «По нашей улице кирпичный дом стоит — Ломакина. А рядом Сафронова — двухэтажный, деревянный. У них лавочки были — богатые были. Тогда у многих лавочки были. Заваруха-то была... мы с девчонками мимо шли — там всякие детали от лампы валяются. Всякие побрякушки. Так мы набрали для игрушек. Потом их всех посослали».
< Предыдущая | Следующая > |
---|