Thursday, Sep 20th

Последнее обновление12:09:07 PM GMT

Критерии «благоприятной» крестьянской жизни

Критериями «благоприятной» крестьянской жизни 1920-х гг. являлось благополучие семьи, проявлявшееся в материальном достатке, хозяйственной, религиозной, социальной свободе. Рассказы о тех годах старожилы начинают одинаково: «когда жили единолично» — и расшифровывают: «жили своим хозяйством, имели свои пашни, скот», «хорошо было», «и для себя робили, и излишек продавали», не имели «над собой начальников». Большинство старожилов вспоминают это время как самое благодатное и, несмотря на то, что оно, по их же воспоминаниям, было наполнено ежедневным изнурительным трудом, часто впроголодь, идеализируют свою тогдашнюю жизнь.

В границах сельского мира, семейном и мирском микроклимате вываривалась «своя» история, которая была важнее происходивших в центре событий. Примером является отрывок жизнеописания А. И. Рохлиной (с. Смоленское) о единоличной жизни: «Своих-то свиней не продавали. Кололи да съедали. Мама жарила поросят — двенадцатидневных, их называли „ручинец" — на руку положишь.

Мама их выпотрошит, в кипятке ошпарит — шкурка-то с щетиной слезет — она становится скользкой. Потом за ножки свяжет — и на чердак. А потом разрежет одного напополам — на сковородку и в печь поставит, смажет. Так вкусный! Шкурка хрустит. А куда всех их оставлять? Кормить? На развод одного-двух оставят, а остальных кололи. Больших свиней было три. У нас у тяти раньше дойных коров было 12. Подоят, сольют во фляги и возили на маслозавод. Давали за это масло. Сеяли сами лен — сами дергали с корнями. Пучочками связывали, ставили, сушили. Потом мы молотим вальками на досках и на палатку ссыпали семя. Семя возили на маслобойню Неверова, по нашей стороне в лощине. Тятя туда везет и оттуда ведра два масла везет. Там конь вал крутит, и получается жом и масло. Льняное [масло] хуже постного. Конопляное лучше льняного. Но самое лучшее — подсолнечное. Гречиху намелешь, и блины вкусные пекли (делали кислые, на дрожжах). Пшеничные- то блины с виду желтые, но жесткие, а гречичные счерна, но мягкие, вкусные. Тятя к зиме наколет быков, овец, свиней и подвесит в погребушку туши... Все съедали. И в погребушке был погреб. Выкопали [в земле погреб, над ним срубная амбарушка]. Капусту поставишь, овощи... А картошку хранили в погребе под домом. Раньше картошки мало сажали и мало ели: мяса-то хватало и крупы. А свиней хлебом кормили. Была большая деревянная бочка — мать муки насыплет, замочит и выносит... Хлеба было много. Все амбары засыпаны... Большую часть огорода засаживали табаком. Садили, пасынковали (цветки обламывали). Листья оставляешь, а осенью перед морозами убирали. Потом шнуровали длинной иголкой — широконькая и тоненькая. И большие шнуры развешиваешь на забор. Высушишь. Его побрызгаешь водой, полежит — обмякнет, и его складывали в „попуш" (один на другой, и черенки завязывали). А отец увозил в Бийск и сдавал. Стебли тоже вырубали и тоже увозили. Помню, тятя целые сани увозил. Раньше в Смоленском много садили. А в Катунском всю жизнь садили и сейчас садят. Мы и сейчас посадили — курить-то нечего. А раньше тятя не курил — сдавал».

Виджет е-Рубцовск.рф

Новости на е-Рубцовск.рф

Свежие новости города Рубцовска. Добавь виджет и будь всегда в курсе событий! Новости Рубцовска, e-rubtsovsk.ru

добавить на Яндекс
Виджет е-Рубцовск.рф

Объявления на е-Рубцовск.рф

Доска бесплатных частных объявлений Рубцовска и Рубцовского района.

добавить на Яндекс