На основе анализа устных источников напрашивается вывод, что в начальный (досталинский) период социалистической модернизации массовое крестьянское семейное производство являлось самодостаточным и патриархальным. В каждом единоличном хозяйстве благодаря трудовым традициям семья сама обеспечивала себя предметами повседневного спроса.
Устные свидетельства показывают, что в алтайской деревне 1920-х гг. сохранялось значение патриархальных домашних ремесел и кустарных промыслов. Информанты подробно описывают домашнее производство. Их рассказы этнографичны, изобилуют описанием сырья, продукции, технологии, эстетических пристрастий и утилитарного назначения предметов. В наши дни опыт и навыки крестьянского ремесла совершенно утеряны.
Бытописание устных рассказов является источником для истории повседневности и этнографических исследований. В каждой семейной истории можно найти этнографические сюжеты. К. М. Пахорукова (Павловский район) рассказывала: «Телеги все для себя сами делали. Отец сам телеги делал и конную упряжь. Вон, говорят, Речкунов поехал — колесо плавает! У него был верстак: высокая чурка — лесина с дырой. Туда спускали корни березы, из них делали колеса. Раньше березы не рубили, а сейчас, когда линию вели, — столько берез выкорчевали и корни побросали, погнили, а раньше такие колеса мы бы сделали».
< Предыдущая | Следующая > |
---|