Но относительно основной массы сельских населенных пунктов они были немногочисленны. В частности, в 1926 г. на Алтае было всего 12 совхозов с числом жителей от 10 до 50 человек и одна артель, где проживало 39 человек. Наибольшее распространение получили коммуны. Их насчитывалось более 100.
Таким образом, в 1920-е гг., вплоть до начала форсированной сталинской модернизации, радикально изменившей сущность и механизмы системы сельского расселения, государство создавало новые населенные пункты советского типа параллельно с развитием традиционной крестьянской системы расселения.
2.3. Крестьянское общество при «единоличной жизни»:
этнокультурный фактор в социальной стратификации 1920-х гг.
В 1920-е гг. хозяйственная инициатива крестьян, получившая выход в создании выселков, заимок, опиралась на семейные и общинные традиции, которые не искоренили события 1917-1920-х гг. Вместе с тем декларированная новой экономической политикой свобода предпринимательства и развитие предпринимательского хозяйства в Советской России привели в социальной сфере к дальнейшей поляризации крестьянского общества. Процесс стратификации, развивающийся на базе рыночных отношений, углубляли традиционные этнокультурные факторы, связанные с делением на старожилов и переселенцев, сложившимся в крестьянском обществе в ходе миграций из европейской России. Эти факторы слабо учитываются в современной научной исторической литературе. Историографию развития общественных отношений в доколхозной деревне между тремя социальными группами: бедняками, кулаками, середняками — источниковед А. К. Соколов назвал «своеобразной квазиисторией, где довлели постепенно мертвевшая идеология, схематизм и схоластика, отсутствовала историческая рефлексия», а «классовая сущность крестьянства, его социальное расслоение» «явно демонстрировали ограниченность экономических критериев при попытках идентифицировать в деревне кулака, бедняка или середняка» [2, с. 656].
< Предыдущая | Следующая > |
---|