Положение больших и неразделенных семей при единоличном хозяйстве было более стабильным и крепким, чем малых и неполных. Сыновья расширяли семейный производственный коллектив, приводя молодых работоспособных и здоровых молодых женщин. Совсем другие возможности имела семейная пара, у которой были одни дочери.
По достижении ими совершеннолетия крестьянские семьи лишались рабочей силы, так как дочерей отдавали замуж, и они уходили в семьи мужей. Сельскохозяйственный труд и содержание единоличного хозяйства требовали больших физических усилий и крепких мужских рук, их отсутствие сказывалось на материальном благополучии семьи. В результате половозрастное разделение труда стало одним из факторов социальной дифференциации алтайской деревни: семьи с преобладанием мужчин, как правило, были более состоятельными, чем семьи с преобладанием женщин.
Вся производственная жизнь семьи, права и обязанности ее членов были регламентированы, и за их выполнением следил глава семьи. В этом качестве обычно выступали самые старшие мужчины или женщины, чью трудоспособность ограничивали возраст и старческая немощь. Главными персонажами семейной устной истории 1920-х гг. являлись бабушки и дедушки. Связано это с тем, что люди, рассказывающие об этом периоде, родились в 1905-1920-е гг. и выросли под их присмотром. На втором месте — прабабушки и прадедушки, далее родители и все остальные.
< Предыдущая | Следующая > |
---|