По словам М. И. Шипуновой из с. Алтайское, «у нас еще были бабушка, мы ее .бабонька" звали, а дедушку — „дедонька". Вот они нами и командовали...». Из всех членов семьи в устных источниках самый разработанный и цельный женский образ - образ бабушки. При этом применительно к нему, в отличие от всех других, фактически не встречаются иронические или негативные оценки.
Она воспитывала детей; мать, как правило, была занята большим домашним хозяйством и полевыми работами. При отсутствии бабушек и прабабушек воспитательная функция ложилась на мать или ее старших дочерей. А. П. Михалёв из Шубенки рассказывал, что в их семье старшей была мать, так как отца, вынужденного уезжать на заработки, часто не было дома. Но наказывал всегда именно отец, как глава семьи. При этом информант подчеркивал, что он наказывал «не сильно, но приучал к порядку».
В полноценной семье воспитание детей родителями заключалось в приобщении их к семейному домашнему и сельскохозяйственному труду, и привитии им производственных навыков. Воспитание продолжало половозрастную традицию организации работ. Мальчиков учил работать отец или дед: ходить за скотиной, косить сено, сгребать его в копны и возить домой. За воспитание девочек и молодых снох отвечала мать или бабушка. В семье Е. И. Вдовиной всеми работами «командовал дед, а бабка раздавала работу бабам, также она решала, что в этот день снохи будут варить». Но за общую координацию семейного производства отвечал старший по возрасту член семьи.
< Предыдущая | Следующая > |
---|