По субботам снохи топили баню по-черному. У каждой семьи была своя баня. Порядок еженедельного посещения бани отражал статус членов семьи. Все информанты говорят, что первыми шли мыться мужики, затем женщины, а уж последними — старики и дети. В этом был и здравый смысл: для мужчин, выполнявших тяжелую работу, первый, самый горячий и сухой жар являлся своеобразным тепловым массажем натруженных мышц, для детей и стариков наиболее благоприятный тепловой режим был в остывающей бане.
Но молодые снохи работали не только по дому, но и на пашне. В поле они косили серпом пшеницу, вязали снопы. Совсем маленьких (грудных) детей брали с собой. На пашне ставили балаган (избушку из соломы или ветвей) и вешали там «зыбку» (колыбель). Производственной необходимостью была обусловлена и работа беременных женщин до самых родов, которые часто происходили прямо на пашне. Детей крестили через неделю после рождения, имена давали по церковному календарю, поэтому в семьях часто были дети с одинаковыми именами. В таком случае их разделяли по возрасту, называя «Иван-старший», «Иван-младший».
< Предыдущая | Следующая > |
---|