Таким образом, совокупный материальный доход семьи в традиционном обществе с натуральной системой жизнеобеспечения во многом зависел от соотношения старших и младших поколений, мужчин и женщин, взрослых и детей, их здоровья, трудовых навыков, готовности к работе. Он мог меняться, когда менялись демографические показатели.
Зависимость производства совокупного дохода единоличной семьи от этнокультурного фактора закрепляли господствовавшие в 1920-е гг. общинные традиции, в том числе традиции наделения крестьян землей. Рассматривая развитие социальной структуры этого периода, необходимо учитывать силу мирских порядков в алтайской деревне. Общинная власть сохранила влияние на жизнь крестьянской семьи и сельского общества. Новая экономическая политика советской власти, ослабив административные тиски и предоставив инициативу в хозяйственных вопросах низовым звеньям общественной структуры, усилила позиции общинной власти, оставив за собой некоторые функции контроля. В частности, старожилы с. Черная Курья Мамонтовского района вспоминают, что когда «центром волости был Барнаул, в село из города приезжали урядники проверять и контролировать село и землемеры для выделения земельных наделов1. На общем сборе выбирали земского старосту. При себе староста имел писаря. В их функции входило управление селом. На сборе выбирали также церковного старосту, отвечавшего за ведение церковного хозяйства». В Кытманово, которое было волостным центром, выбирали старосту, волостного писаря (в 1920-е гг. им был дядя информанта Максим Варфоломеевич Гордюшкин), урядника.
< Предыдущая | Следующая > |
---|