Пахали [целину], там такие... нарезали [дерн] и возили на лошадях... заезжали и сваливали хворост, дерн... Деревня была разбита на два .взвода': ..вот сегодня одни работают, а завтра обязаны вторые работать. За это он [крестьянин] у него [мельника], ну, как сказать, был батрак, наверное, вот он [мельник] записывал [учитывал труд для последующей оплаты], вот, мол, привез там два воза или три воза. Он спрашивает: „Под помол или деньгами?"Ну, там как отец сказал — „под помол"'. Записывает и отдает тебе под помол. А если нет, сразу деньги отдает. Вот так. За неделю плотина готова». В результате часть зерна мельник бесплатно молол односельчанам за участие в весенней запруде.
Устные свидетельства показывают, что в 1920-е гг. крестьянское общество было готово как к индивидуальному, так и к коллективному трудообмену. В целом в алтайской деревне труд являлся нормой в повседневной жизни крестьян, для крестьянских детей - привычкой с детства. Они наблюдали за поведением и организацией труда старших и воспроизводили эту модель. В каждой трудовой сфере (земледелие, строительство мостов и плотин, ямщина) был свой мастер, человек, знающий дело. На время коллективных работ он становился старшим.
< Предыдущая | Следующая > |
---|