Saturday, Sep 22nd

Последнее обновление12:09:07 PM GMT

Воспоминания показывают, что идеологические лозунги еще не стали жизненными критериями

Во вторую категорию коммунаров входили крестьяне — «пассивные коммунары», объекты идеологического воздействия, чаще всего коммунары «по обстоятельству». Эта категория крестьян преобладала во второй волне коммунарского движения, особенно после 1928 г. Среди них информанты выделяют две группы — крестьян из бедных семей, искавших лучшей доли, и крестьян из зажиточных семей, пытавшихся избежать притеснений или надвигающихся репрессий.

Согласно историческим интервью, большинство крестьян, поддавшись на агитацию искренних сторонников новой власти, переходили в коммуны не по политическим, а по практическим соображениям. Для них это был способ выживания: «Те, которые переехали, плохо жили. Сдавали лошадей, коров. Хозяева все вручную делали, они и косили вручную литовкой, даже косилки у них не было... Все батраки переехали в эту коммуну». М. К. Останина, жившая в семье с неродным отцом, так говорит об этом: «...Начинали так вот жить: отец был неродной — уехали. Я пошла в артель... все сдала: овчины, и жерди и амбары. Чтобы общее строить... Я все сдала. И коров. Все свое туда согнали... Да, в артель эту все согнали, и все. Туда увезли и жерди, и все. Ну а потом кто коров обратно отобрал...» (Усть-Калманка). Для маломощных крестьянских хозяйств весомым аргументом стала материальная и финансовая помощь государства: первоочередной отвод земли, безвозмездное или через ссуду предоставление сельскохозяйственных орудий и машин, скота, семенного зерна, стройматериалов. Но все же основные фонды коммун и артелей формировались из средств производства единоличников, вступавших в коммуны, а позже — раскулаченных крестьян.

Воспоминания показывают, что идеологические лозунги еще не стали жизненными критериями этой части коммунаров: «Я молодой захватил эту жизнь. Отец у меня был и мать. Имели две коровенки, две лошади, косили руками, хлеб молотили катками, ну, собственно, никакой техники не было. Собрались они уже тогда, когда советская власть началась, им сказали, что можно пойти в коммуну, там лучше будет, заживем. Ну, некоторые не пошли, а отдельные, значит, деваться некуда, взяли и пошли». Особого внимания в устных исторических источниках заслуживают оценки отношения к труду в коммунах. Так, в воспоминаниях о коммунах «Венера», «Венера № 2», «Беднота, вперед» Шелаболихинского района информанты единодушно описывали трудовой распорядок: с утра работали в течение нескольких часов, затем коммунарщики шли на обед, после которого устанавливался обязательный послеобеденный сон, затем полдничали и далее выходили на работу на несколько часов. Именно такая организация труда, по мнению крестьян-единоличников, способствовала недолговечности коммун. Как заметил один из информантов: «Ну, разве в деревне так работают?»

Виджет е-Рубцовск.рф

Новости на е-Рубцовск.рф

Свежие новости города Рубцовска. Добавь виджет и будь всегда в курсе событий! Новости Рубцовска, e-rubtsovsk.ru

добавить на Яндекс
Виджет е-Рубцовск.рф

Объявления на е-Рубцовск.рф

Доска бесплатных частных объявлений Рубцовска и Рубцовского района.

добавить на Яндекс