Сама Ольга Федотовна Казанцева в Искре, только «когда выросла, в 19 лет, сама землянку сделала [примерно 1942 г.]... Печку сама сбила, баньку. Семь лет жила в землянке. А потом заработала и купила себе избу. Три избы покупала. Эта завалится - другую куплю. Нарожала 10 ребятишек, 4 померло».
Положительную роль в судьбах коммунарских поселков сыграли ссылки и депортации иноэтнических групп на Алтай, память о которых хорошо сохранила устная традиция: «Болгары вот приехали [коммуна «Спартак»]. Их Сталин перегонял. И немцев с Поволжья». Расселение в коммунарских поселках депортированных немцев, молдаван, гагаузов, украинцев способствовало укреплению этих поселков. А сохранению памяти о них способствовала благодарность коммунаров и колхозников за передачу ими опыта выживания в экстремальных условиях предвоенного и особенно военного времени, в том числе традиционного жилищного строительства из подручных материалов, в частности умения украинцев лить из глины дома, изготовлять и использовать саман, традиций каркасного строительства у немцев и т. д. Этот опыт пригодился в период снижения материального уровня жизни, обострения жилищной проблемы, особенно для одиноких женщин, раскулаченных, ссыльных, солдаток и т. д. По словам М. К. Останиной, «они [болгары] научили нас дома лить. Возили солому, глину, доски ставили и лили — и за день сливали хату, а крыли камышом или соломой. Из самана клуб сложили». Таким образом, устные исторические источники позволяют предположить, что коммунарскую поселковую сеть действительно укрепило перераспределение крестьянского имущества в период раскулачивания и переток населения из одного региона в другой во время репрессий и депортаций.
< Предыдущая | Следующая > |
---|