Собираемые по инициативе государства воспоминания 1920-1930-х гг. призваны были в первую очередь, выражаясь словами Л. П. Репиной, подтверждать те «идеи, которые политики и идеологи хотят внушить основной массе населения» [2, с. 21]. Поэтому устные материалы этого периода искажали или одномерно отражали картину прошлого.
В результате формировались условия и база для мифологизации советского периода. Но формально, несмотря на эти издержки, можно сказать, что в советской России устная история, как направление исторических исследований возникло раньше, чем в США, если принять за точку отсчета деятельность Истпарта (1918 г.), когда была создана комиссия, призванная собирать воспоминания участников партийного и революционного движения с формированием региональных центров. В 1920-1930-е гг. тематика устных материалов расширилась за счет деревенской истории, изучения жизни и быта крестьян, их мировоззрения. На Алтае этим занимались многие исследователи и краеведы. Достаточно назвать известную книгу А. М. Топорова «Крестьяне о писателях» [3].
< Предыдущая | Следующая > |
---|