В частности, к особому драматизму событий привел старожильческий состав населения Солонешенского района с высоким процентом старообрядцев. Устные источники показывают, что проживавшие в горах в большом количестве старообрядцы, объединенные в народных рассказах под одним названием «кержаки», в отличие от преимущественно «российского» населения других районов края, сопротивлялись как новой коммунистической (атеистической) идеологии, так и лишению их экономической самостоятельности.
В Малом Листвененке кержаки «во время коллективизации бунтовали: у одних насильственно угоняли скот, отбирали коров, хлеб, куриц... Остальных ссылали... Балашова сослали за то, что менялся с цыганами конями, а когда увозили, не имел даже рубахи. Кулачили в основном кержаков, за косилку и молотилку, грабли. Только построили дома, их всех согнали, а дома добротные разгромили, сожгли... молельню кержаки бросили, и стала школа...». В обессиленном Малом Листвененке создали колхоз «Сталинская конституция», в 1950-х гг. его объединили с колхозом «М. Горький» в Лютаево. Поэтому кержацкие села Малый и Большой Листвененок пострадали больше, чем соседние переселенческие «российские» поселки. В частности, из соседней Москалевки, основанной переселенцами из Воронежской области, по свидетельству старожилов, в 1935 г. выслали только одного человека - «деда Москалева» (Антипа Афанасьевича). В интерпретации его потомков, поводом к раскулачиванию и последующим репрессиям послужила религиозная деятельность А. Ф. Москалева.
< Предыдущая | Следующая > |
---|