Как рассказывал И. А. Москалев, «отца забрали в 1937 г., и только 1 ноября 1989 г. получил извещение о его судьбе и посмертную реабилитацию», а репрессированию его отца, Антипа Афанасьевича Москалева, предшествовало раскулачивание деда, основателя Москалевки Афанасия Фроловича. Он был старостой при церкви, которую переселенцы на свои деньги успели выстроить перед революцией, «не успели только обзавестись собственным батюшкой. Попа привозили из Камышенки» (дед «Пашки Нормандского»).
По рассказам И. А. Москалева, «деда кулачили в 1935 г. — четырех лошадей хоть и сдал в колхоз, а корову уже забрали. Отец говорил деду, что из-за тебя раскулачили [из-за того, что был церковным старостой]. Дед заматерился, влез на печь, заболел и помер».
В крестьянской среде вообще сформировался устойчивый стереотип представления о старожилах-старообрядцах как зажиточных или по крайней мере состоятельных хозяевах, как о кулаках, независимо от конфессионального согласия, к которому они принадлежали. Так, все жители исчезнувшей Кураевки говорят о «трезвенниках» (старообрядцах). И. В. Первутинский вспоминает: «В Кураевке не все вошли в колхоз сразу. Старики упирались, видишь, они были трезвенники... Семьи были большие...», а его жена прямо говорит: «Был у нас трезвенник один, боговерующий Сергеев. В колхоз он не входил. Его приехали и ночью увезли...».
< Предыдущая | Следующая > |
---|